21.01.2024

Возникновение и развитие гончарства на территории украины. Крестьянские промыслы украинцев в прошлом


Петриковская роспись.

зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным... Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот вид изобразительного искусства - Петриковская роспись. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства "Петриковка"
Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к 18 - 19 столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.




















Опошнянская керамика

Гончарство — традиційне ремесло, в тому числі і українське - виробництво глиняних виробів (кахлів, іграшок, скульптур).
Відоме в Україні з кінця мезолітичної доби. З часів енеоліту гончарні вироби починають оздоблювати орнаментом, мальованим глиняними кольоровими фарбами. З винайденням гончарського круга гончарство стало окремим ремеслом.
Гончарство досягло високого розвитку в добу трипільської культури. За княжої доби гончарство в Україні було великим промислом. Від XVI-XVII ст.ст. безперервно розвивалося, ставши в ХІХ ст. однією з найважливіших галузей української кустарної промисловості. Гончарі продавали свої найрізноманітніші вироби на ярмарках або розвозили їх, у віддалені від місць продукції райони.
У сучасному світі гончарні вироби майже повністю замінила набагато дешевша фабрична керамічна, скляна, пластмасова продукція. Але навіть і у XXI сторіччі гончарні вироби цінуються любителями ручної, штучної роботи, як витвори мистецтва. А славетна Опішнянська кераміка відома далеко за межами Полтавської області.




















Украинская вышивка

Искусство вышивки на Украине своими корнями уходит в дохристианский период, как и все направление — имеет многовековую историю. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, и свидетельства путешественников.
По свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами.
В целом, возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI—V вв. до н. э.
За все время существования материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шёлка… Часто с целью обогащения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты..






32.

33.








Плетение из лозы

Плетение, как ремесло имеет долгую историю. Плетёные изделия из различных растительных материалов были известны ещё в Древнем Египте. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно. В Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры, хранится в музее Треве. В античную эпоху для плетения использовали ветви деревьев и кустарников, особенно ивы, а также корни и другие материалы.
Основным видом плетёных изделий были корзины, разнообразные по форме и назначению.

Плетение из природных материалов - соломки, ивового прута, бересты, болотных растений - это старинный вид ремесла и одновременно народного прикладного искусства. В последнее время оно все чаще приковывает к себе внимание не только художников, мастеров, галерейщиков, но и людей самых разных профессий.





Плетение из соломки

Плетение из ржаной соломки является одним из старейших видов народных промыслов. Оно было житейской необходимостью с тех пор, как люди научились возделывать злаковые культуры.

Куда не кинь взор, без соломы не обойтись. Народ жил под соломенными крышами с соломенно-глиняной штукатуркой, спал на соломенных матрацах. Из соломы изготавливали вещи, необходимые в хозяйстве - дорожные сумки, ёмкости для хранения зерна, циновки, веревки, короба, шляпы, детские игрушки, праздничные украшения. В любом зыбком месте крестьянского хозяйства на помощь приходила солома, а запоздалых путников укрывала в стогах теплой золотой шубой.

Во все времена у разных народов существовали обычаи после сбора урожая приносить домой хлебные колосья, олицетворяющие достаток и благополучие. На Руси после уборки урожая с песнями и прибаутками приносили сноп-дожинок и ставили в святом углу под образами, славя Бога, дающего людям хлеб наш насущный.

Как не восхититься матушкой соломой, испокон веков наполнявшей быт наших предков.







Интерьер Государственного музея украинского народного искусства в Киеве


Украинская народность сформировалась на основе ппсточнославянских племен Поднепровья и Поднестровья Как единое этническое целое она выкристаллизовывается с XV века.
В контексте рассмотрения народных художественных промыслов Украины следует подчеркнуть, что на протяжении веков продолжалось тесное взаимодействие профессионального и народного искусства, причем это взаимодействие и взаимообогащение имело в равной степени сильную направленность и в ту ив другую сторону.

Тому было много причин, но прежде всего то, что да же самое отдаленное село бивало и некоторые времена вовлеченным в исторического значения событии и не могло не пропустить их живейшим образом через мир своих представлений. Художественные промыслы Украины.
Тяжелейшим было для Украины монгольское иго XIII века В XIV веке украинские земли оказались под властью Литвы и Польши. Тяжкая доля досталась и землям Приднепровья, ощутившим на себе тяготы войны с турецкими завоевателямн.
С усилением борьбы за национальное освобождение, г активизацией процессов образования украинской народности еще более усиливается в украинской культуре народное начало, украинизация самых канонических тем и сюжетов
Земли Украины, ее села и города с великолепной архитектурой, мастерскими и мануфактурами буквально не знали передышки, раздираемые многочисленными иноземными претендентами на господство. Уже в XVI веке Польша усилила продвижение на Волынь и Приднепровье Началась усиленная католизация населения. Снова, уже в XVII веке, поднимается мощная волна приверженности прошлому, своим национальным традициям. Украинские просветители возвеличивают народную культуру как хранительницу национального достоинства, на ниональной самостоятельности в духовной области В 1825 году, незадолго до желанного воссоединения с Россией, просвещенные украинцы взывали к России о защите: «Погибнет Украина среди ляхов, униатов и проклятых еретиков».

Расписная печь, работа художника Ю. Химича

Сложная историческая обстановка способствовала привлечению активного общественного внимания к народной культуре, терпимости к проникновению народных образов во все виды профессионального и даже церковного канонического искусства. Образы парубков, видов и молодиц проникают во фрески и иконы. Воспринятое в 17 веке католическое барокко настолько сильно видоизменяется на Украине, настолько освобождается от присущей ему экзальтации, приобретая черти светлой успокоенности, гармонии и легко, свободно прочитывается пластики, что с полным правом пошло и историю искусства не как западноевропейское барокко на Украине, а как своеобразное украинское барокко. Высочайших достижений украинское барокко достигло в самобытной украинской деревянной архитектуре конца XVII-XVIII веков. Изумительны по художественной выразительности и яркому народному типажу, по эмоциональности и реализму росписи деревянной сельской церкви pRAToro Духа в Потеличах 1620 года.
Таким образом, блистательное развитие народных художественных промыслов Украины, помимо многих экономических, природных и исторических причин, имело в своей основе рост национального самосознания, жизнеспособность народных идеалов.
До начала XX века Украина была аграрной страной. Земледелие было основой трудовых занятии. В развитии промыслов большую роль играли кузнечное, гончарное дело, ткачество.
Народные художественные промыслы сельской Украины тесно связаны с определенными регионами. Важнейшие из них - это лесной край Полесье от Сумшнны до Волыни: Сумская. Черниговская, Киевская, Ровенская, частично Житомирская и Волынская области. Подолия - холмистая равнина, включает в себя Черкасскую, Винницкую, Хмельницкую и восточную часть Тернопольской области. Юг - бескрайние степи приднепровских равнин. Предгорья Карпат и Закарпатье это Львовская и Ивано-Франковская области.
Керамика.
Основными центрами гончарного производства с незапамятных времен становятся Киевщина. Полтавщина, Черниговщина, Подолия и Закарпатье.
Для Киевщины характерна васильковская керамика, особенность которой - крупный живописный многоцветный мазок рас тигельного орнамента с белым контуром. Применяется также и своеобразный перистый мазок, который имеет переходы цвета от более темного к светлому.
Именно на Черниговщине до сего времени изготовляют красивую, имеющую многовековые художественные традиции черную задымленную керамику с лощеным линейным декором.

Оформленный народными мотивами интерьер Палаты пионеров в Киеве. Ада Рибачук, Владимир Мельниченко

В Винницкой области, на Подолии, керамику расписывали немногоцветной крупной росписью по темно-зеленому или коричневато-красному фону. Здесь основаными центрами являются Бубновка и Кришенцы. В керамике мастеров этих сел есть известная цветовая и орнаментальная сдержанность в отличие от многоцветной керамики Киевщины.
Самым знаменитым гончарным производством Украины являются села Полтавщины.
В Полтавской области превосходную керамику изготовляли в Хомутце и главным образом в Опошне. В селе Хомутец керамика была попроще, формы и роспись чуть по грубее, правда, сильнее чувствуются народные основы, и особенно в фигурных сосудах. Симпатичный забавный леи сидит на задних лапах, как пес, пасть приоткрыта, он чуден гривой пышной в завитках, сделанной из спиралек глины. Образ наивный и добродушный, цвет сосуда скромный, однотонный - коричневый.
Керамика Опошни отличается большим разнообразием. В производстве значительна доля скульптурных сосудов, которые обладают повышенной декоративностью. В больших количествах изготовляли куманцы, бочонки, подсвечники, кувшины и другую посуду. Произведения этого промысла имеют такую яркую стилистику, что они всегда легко узнаваемы. Промысел прошел длительный путь приобретений и, к сожалению, некоторых потерь.
Изделия опошнянских мастеров XVIII-XIX веков разнообразно представлены во многих музейных собраниях. В 1894 году мастера были объединены в Опошнянскую гончарную мастерскую, а в 1897 году для подготовки кадров гончаров была образована Керамическая художественно-промышленная школа имени Н. В. Гоголя в Миргороде.
С течением времени перечень изделий уменьшается, красочность росписи возрастает, скульптурность пластики усложняется, сами изделия существенно увеличиваются в размерах. Их внешний вид становится более подарочным, уже во многом далеким от повседневности.
В 1940-е и 1950-е годы этот процесс лишь намечался. В этот период классиками опошнянского промысла становятся Д. Головко и О. Железняк. В их работах чувствуется понимание пластики материала. Формы изделий были достаточно компактны, выразительны, полива глубокого насыщенного цвета, который органично сочетался с обобщенной пластикой. Но уже в поздних работах Д. Головко появляются некая деревянность суховатость формы, усложненность цвета и дробность силуэта. В этом нельзя не увидеть стремления к станковости произведения, выставочноеTM, которая явно превалирует над практической целесообразностью.

Керамические статуэтки три мужика

В 1970-е годы в скульптурных произведениях Г. Пошивайло также чувствуются стремление уйти от собственно прикладного характера бытовых вещей, поиск новых средств художественной выразительности. В его произведениях подчеркивается динамика форм, акцентируется выразительность детали за счет общего впечатления: если это грива льва, то завитки мощные, крупные, туго закрученные, хвост выгнулся упругой дугой, морда потеряла выражение наивного добродушия, стала даже несколько агрессивной. Скульптурные сосуды становятся почти станковой малой пластикой в отличие от тех простых, гармоничных и целесообразных бытовых вещей, которые мы знаем по прошлым десятилетиям.
Стремление мастера к отражению современности находит выражение в разнообразии и индивидуальности собственного творческого почерка. В этом отношении, несомненно, полезен опыт украинской керамической скульптуры 1920-х годов, когда в работах, созданных, например, замечательным мастером Иваном Гончаром,присутствовало глубокое чувство современности и в то же время сохранялся традиционный народный характер образов. Так, в его пластической композиции «Демидовы вареники» (видимо, вариант известной «Демьяновой ухи»), в пластике «Буденовец», сценке «Пан с собачкой» и других при всей злободневности сюжета, наполненности произведений личным отношением к действительности не была потеряна та связь с народным искусством, которая отличает лучшие работы украинских керамистов. Такие произведения при всей серьезности темы все- таки не переходили в разряд станкового искусства, так как прежде всего это была игрушка из глины, забава.
В последние годы можно с удовлетворением отметить успехи в творчестве мастера Н. Пищенко. Созданные им игрушки: наездники, петушки, баранчики, милые задорные индюки отличаются чертами традиционного украинского фольклора. С лукавой улыбкой сажает мастер напыщенного важного седока с потешной серьезностью в лице на собаку. Игровой момент всегда отличал украинскую народную игрушку и пластику. Работы семьи Пошивайло Гаврилы Никифоровича, его сына и внука сегодня привлекают верным пониманием народных традиций, обращением к истокам национального наследия.
Мировой известностью пользуется косовский керамический промысел Украины, который находится в Закарпатье, в Ивано-Франковской области. Для этого промысла характерны гончарные изделия с гравированным рисунком по побеленному черепку и росписью, светящейся прозрачной, с растеком желто-зеленой глазури и включением небольшого количества коричневой.
В прежние времена тут делали множество посуды: миски, тарелки, вазы, кувшины, плесканки с четырьмя ручками, глиняную расписную игрушку и печные изразцы-кафли, в которых нередко присутствовала сложная сюжетная роспись на темы дня.

Расписная доска, 19 век

Характерной особенностью косовской керамики, помимо цветовой гаммы, было изображение пышных трав и цветов, в окружении которых рисовали птиц, оленей, всадников и всевозможных других персонажей. В узор иногда вводился и геометрический орнамент в виде сеточки, треугольников и розеток. Крупные узоры располагаются по отношению к формам довольно независимо - узор переходит со дна тарелки на бортик или с тулова вазы на горлышко, ломаясь, не следуя буквально пластике формы.
Косовская керамика уникальна, другого такого промысла нет, и не случайно эти изделия с их светлой радостной живописью привлекли внимание на международной выставке в Остенде в 1959 году, где показывались произведения двух замечательных мастеров промысла Григория Цвылика и Павлины Цвылик. Традиционность этой керамики, довольно малая изменчивость на протяжении длительного времени не мешают ей быть исключительно современной и в наши дни.
В Косове много делали игрушек: это коники, пивники-петушки, солдатики, барыньки и множество другой декоративной, с бытовыми подробностями, веселой мелочи.
Художественная обработка дерева. Один из наиболее известных центров художественной обработки дерева на Украине - Полтавщина. Ко времени становления Советской власти в Полтавской губернии трудилось в этом поистине народном промысле несколько тысяч семей, причем работали круглый год и множество изделий продавали земству и на рынках.
На Полтавщине в 1920-е и 1930-е годы из дерева много делали мелкой пластики. Нам известны статуэтки «Женщина с макитрою», «Праздник в клубе», лоточек «Казак с веслом в лодке». Все онн отличаются реалистичностью в трактовке образов и большим мастерством. В далеком прошлом сложились киевские и прикарпатские промыслы. В Киевской области, кроме традиционных бытовых изделий, много делали и малой скульптуры, особенно в послереволюционное время. Композиции 1930-х годов - «Выход на косовицу», «Колхозный праздник» и многие другие имеют те же отличительные черты, что и полтавские: достаточно сильную народную традицию в довоенный период и переход к некоторому станковизму в послевоенное время, что было во многом преодолено уже в 1970-е годы.
Художественные достоинства отличают работы семейной династии Шкрибляков, Корпанкжов, мастера А. Ищенко и многих, многих других. Привлекает особая архитектоника их работ, точное построение симметричного декора на поверхности. Именно в этой ритмике, лишенной значительных акцентов, и есть основное декоративное качество произведений, сила художественной выразительности и специфика этого искусства.
Пйсанки. Писанки изготовляли повсеместно на Украине, но именно в Закарпатье традиционна та древнейшая геометрическая орнаментация, которая связывает это искусство с вышивкой и резьбой по дереву. Закарпатские писанки делают во многих селах - в Космаче, Замагорове, Яворове, Виженке.
Многие музеи собирают коллекции писанок - этих шедевров народного искусства Украины. В ряду первых - замечательная коллекция Музея искусства Гуцулыцины в Коломые.
Красивы килимы Косова, так же как и писанки с геометрическим орнаментом. Этот орнамент имеет свои особенности: края геометрических фигур - ступенчатых ромбов будто расслаиваются, подобные радужному лучу, создавая прекрасное зрелище цветового мерцания поверхности переливов оттенков цвета.
Килимы центральной Украины отличаются пышным цветочным декором. Такие красочные растительного характера узоры в коврах характерны для Полтавской и Киевской областей.
Для Подолии характерны строгие геометрические узоры ковров. В них, скорее, общность с малоазиатскими и балканскими коврами. Такие геометрического характера ковры ткут в Винницкой и Тернопольской областях, для них, как правило, типичны восьмилучевая розетка и кайма с такой же розеткой, но несколько меньшего размера.
Черниговские килимы более, чем всякие другие, имеют свободное, не стесненное расположение цветочного декора. Эти ковры ткали главным образом в Дегтярях.
Украинские ковры всегда отличались чистой и нежной гаммой цвета. Своими красками они были настолько красивы, что Екатерина II издала специальный указ о «сыскании краски червеца» в Полтавской губернии для дворцовых нужд. В Полтавской области делали и красивые узорные полосатые ковры. Они имели свои отличия. Дело в том, что в любом полосатом ковре принято ткать равновеликие орнаментальные фигуры, которые составляют узор. В украинском ковре все иначе - ритм ковра строится на сочетании орнаментальных фигур, разных и по величине и по цвету. Ни одна не повторяет другую, но в пределах каждой полосы они составляют уравновешенные массы узора по отношению к фону, что успокаивает композицию, делает ее гармоничной. Подобный прием декорирования ковра требует огромного мастерства, и это тем более поражает, поскольку известно, что мастера не делали предварительных шаблонов и ткали по памяти. Формы орнаментов, цвет фигур - элементов узора, их размер свободно варьируются: фона почти нет, из него зрительно как бы выплывают геометрические фигуры. Одна - яснее, четче обрисована, другая почти растворилась в цвете фона, так как сближена с ним по краскам, третья - с размытыми краями, четвертая- с расслаивающимся контуром. Кайма в таком ковре практически отсутствует. В другого типа коврах этой же области имеется широкая кайма, по ширине даже равная полю. Но в таком ковре все вытканные шестигранное розетки разнятся оттенками цвета. Такой прием позволяет даже в геометрическом украинском ковре избежать упрощенности рисунка. Почти неуловимое разнообразие отдельных мотивов декоративного узора придает ковру невыразимую прелесть. И не только в одном ковре такое разнообразие мотивов, но и каждый ковер в отдельности не повторяет другой, все они разные и выполнены с необычайной фантазией.
Мастерство украинских ковровщиц бесподобно. Вспоминаются документы о тяжелейшем положении ковровщиц в дореволюционном прошлом. Как писали современники, в год надо было «для прокорма за сорок рублей соткать более сорока ковров». У ткачих лопалась кожа на пальцах. В документах мастериц и мастеров иначе и не именовали, как «невольник такой-то» или «невольница такая-то». А в вытканных ими коврах ясной светлой цветовой гаммы была вечная весна, царствовала гармония и поэзия.

В наше время радуют большие успехи украинских ковроткачей. Мастер Л. Товстуха - главный художник Решетиловской фабрики выполнил недавно ковер «Весна», в котором и нежность многоцветного мерцающего фона, и весеннее цветение природы. Несколько иной по образу его же ковер «Лето»: тут яркое многоцветие, решенное в горячей звонкой гамме- цветы, ягоды, плоды, птицы, - все в роскошном орнаменте.
Ткачество и вышивка. Помимо ковров, ткали повсеместно на Украине домашние ткани для изготовления одежды, белья, для украшения хаты. Ткани из льна и конопли изготовляли в больших количествах в Дегтярях, Решетиловке, Диканьке, Сорочинцах, Шишаках. Кролевец Черниговской области славился тканями с узорами звездами, окруженными квадратиками более темного цвета. Плахтовые украинские ткани имеют массу вариантов, но их объединяют клетчатый ритм, небольшой размер рисунка и многокрасочность. В Дегтярях был особенно красив шахматный узор переплетений нитей в тончайшую сеточку рисунка.
В старинной девичьей песне поется:
Если бы я дождалась На рушник встаты,
Тогда не разлучат меня Ни батько, ни маты,
Ни суд, ни громады,
Только разлучат Заступ, да лопата.
Кролевец известен пышными красно-белыми узорами своих рушников, а на Полтавщине мелкий цветочный рисунок плотно закрывает полотно рушника.
Девушка поет:
Хусточка ж моя шелковая, что шелком шита, зачем я тебя пряла, чтоб нелюбому дати.
Прежде и свечи и древки хоругвей обертывали хусточками. В память об ушедших их вешали над могила ми. Известно сказание 1599 года о Самуиле Кишке, который в турецкой неволе хранил хусточку как память о родной земле.
Костюм. В селах Украины до сего времени бытует народный костюм с преобладанием светлого колорита. Материалами для изготовления тканей, из которых шили одежду, были шерсть, конопля и лен. Женщины носили рубахи, красиво вышитые, несшитые юбки - плахты, паневы, а также передники и разнообразные, в зависимости от возраста женщины, головные уборы. Чаще это были полотенцеобразные головные уборы типа русского плата-убруса. В Киевской области предпочитали очипок-чепец, украшенный вышивкой. Девушки носили веночки. Причем на Буковине праздничным головным убором для девушек были веночки с плюмажами из перьев, наверное, такой убор был связан с древними языческими представлениями. Для зимнего времени использовались шубы-кожухи и свиты. Костюм украшался бусами-намистами, цветными ткаными узорными поясами. С XIX века широкое распространение получили герданы-буеы из фабричного фарфорового и стеклянного бисера.

Фрагмент декоративно-тематического ковра Слезы. 19 век.

Рубахи, сорочки вышивали нередко гладевыми швами.
На Полтавщине были распространены сорочки со скромной, одноцветной, чаще сероватыми нитками по белому или белым по белому вышивкой. На Волынщине красно-синяя с белым юбка красиво сочетается с белой сорочкой, вышитой по плечам и на воротнике красными швами по белому полотну. Особенно сочной, яркой плотной вышивкой сорочек отличается Киевщина. Для Буковины характерна яркая многоцветная насыщенная вышивка с цветной красной, черной, желтой и синей ниткой. В Винницкой области необычайно красива изысканная вышивка сорочек: одной черной ниткой по белому полотну или черной с густо-вишневой по белому. Львовская вышивка - мелкая, сплошным зашивом квадратами. Особенно полихромной была вышивка в Прикарпатье. Здесь женщины носили плиссированные сорочки с разрезами на спине или плече, полотняные юбки со вставкой спереди, фартук, безрукавку. Безрукавки богато вышиты, отделаны кожей, мехом, помпончиками, металлическими накладками. Гуцульская мужская зимняя одежда с замшевым верхом на мехукептарь имеет красочные кисти на спине, оторочку мехом, цветную растительную вышивку, декоративные пуговицы.
Народный светлый идеал красоты, воплощенный в украинской одежде, связан с природой, ее цветением, травами, птицами. Украинский костюм был особенно почитаем. И даже на иконе богоматерь нередко изображалась в народном костюме, с намистами - нитками бус.
Но если вышивка все-таки довольно опосредованно и несколько сдержанно передавала мотивы природы, чем, например, это было в коврах, то наиболее полно, роскошно украинская природа нашла отражение в стенных росписях.
Роспись. Во всей своей полноте, раскованно, свободно выливалось эмоциональное чувство мастерицы в росписях хаты. Расписные хаты были повсюду на Украине, особенно в Хмельницкой, Одесской, Днепропетровской областях, кроме Полтавщины, где хаты не белили Расписывали снаружи - фризы под крышей, вокруг окон, внутри - стены, печи, фризы под потолком.
И в избах, и на бумаге росписи в те годы были скромные, скорее линией, чем пятном, неброского, деликатного цвета, с большим чувством меры. В хате росписей было много: и стены, и печка, а то рядом и скрыня, лавка, шкафик, полочка были расписаны, но ничто не кричало, все было удивительно гармонично и соразмерно с узорным текстилем, также украшающим хату.
В послевоенное время в росписях стал нарастать декоративизм. Рисунки преимущественно стали делать на бумаге, как декоративные панно крупных форм. В росписи стало преобладать пятно интенсивного яркого цвета. Правда, встречаются часто и очень скромные произведения. Таковы работы Н. Белоконь. Ее цветы с пушистыми листьями, похожие на хризантемы или георгины, почти объемный по характеру живописи, но композиция уравновешенная, гармоничная и краски не пестрые.
В последние годы корифеями пстриковской росписи были Григорий Собачка, Татьяна Пата, Галина Павленко-Черниченко. Фольклорный характер образов хорошо прослеживается в таких лубочных сюжетах, как «Казак Мамай», «Цыгане», «Наталка-Полтавка» и других. В работах последнего времени замечательного мастера Марии Примаченко, цикл которых назван «Людям на радость», раскрывается весь смысл ее творчества: она творит на радость людям. Много работ делает она на
сюжеты известных песен, сказок, в которых представлены звери, птицы, пышная природа. Иногда мастер так назовет персонаж своего произведения, что и сама не знает, кто он такой - этот «кочубарка». А он интересен, ни на кого не похожий, страшный немного и веселый.

Декоратичное панно Украинские модницы. Лауреат Шевченковской премии Мария Примаченко. 1964 г.

Произведения петриковцев национальны по своему характеру, им присущи черты украинского народного искусства - светлая добрая открытость человеку, юмор, немного детский строй чистой души, близкой природе, столь же мягкой, доброй и солнечной.
В последние годы в Петриковке стали делать подлаковую роспись по дереву. Но в этом новом качестве роспись несколько проигрывает: она более глуха по цвету. Нет той гармонии светлых лучистых красок, что были на белом фоне.
Хата - жилище сельского жителя Украины- хороша собой. В хате--красочные узоры ковров, вышитые рушники, узорные занавески и яркие народные картинки, расписные сундуки-скрыни, простые стеклянные гутные изделия, поливная керамика и деревянная резная утварь, красочные стенные росписи. Подвешены тонко пахнущие сухие травы и цветы.
И хотя уже в последние десятилетия в украинском селе значительно изменился быт, привнесено много новых современных предметов заводского изготовления, не они определяют облик хаты, которая сохранила свой неповторимый национальный колорит.
Народное искусство оказывает самое непосредственное воздействие на облик современной художественной промышленности Украины - изготовление изделий из фарфора, фаянса, текстиля, ковров, стекла. Его влияние заметно и в монументальном искусстве. Традиции печного изразца прослеживаются в работах Омельяна Железняка, выполненных для киевской гостиницы «Днепр». Народные традиции характерны для всех областей творчества современных художников Украины.
Мир украинских художественных промыслов продолжает оставаться целостным, имеющим глубокое национальное своеобразие, во многом определенное глубинными народными традициями.

Расписная доска, 19 век Декоративная композиция баран. Заслуженный мастер УРСР Дмитрий Головко

Как одна из предшественниц промышленного производства было развито на Украине с древних времён, но долгое время было оторвано от прочих родов деятельности.

Ремесло периода Древности и Средневековья

Ремесло было развито в античных городах Северного Причерноморья. В ранний период, начиная с 1-го тысячелетия началось отделение ремесла от сельского хозяйства. В княжеские времена ремёсла отличались сложностью характера производства и более высоким . В крупных городах уже существовало более 60 отраслей: металлургия, кузнечество, переработка меха, шерсти, льна, кости, камня, производство стекла. Своего расцвета достигло производство украшений, одежды и культовых сооружений. По социальному положению ремесленники Киевской Руси были поделены на свободных и холопов, а также на княжеских, боярских и городских (наибольшее количество). Они преимущественно селились в одном районе или на одной улице города. Для защиты своих интересов они создавали общества, которые можно считать зарождениями цехов. Татаро-монгольское нашествие привело к упадку ремесел. Они возродились только во времена Галицко-Волынского государства. Во 2-й половине XIV века - 1-й половине XV века появилась цеховая организация в системе Магдебургского права.

Ремесло Новых времён

Во 2-й половине XVII века ремесленничество в Западной и Правобережной Украине уменьшилось в связи с общим упадком городов и мещанства, распространением нецехового ремесла, поселением при замках, панских дворах в городах и пригородах подданных сельских ремесленников, конкуренцией товаров европейских ремесленников. Лучше развивались ремесла в Киеве, Чернигове, Полтаве, Новгород-Северском, Нежине. В 1-й половине XIX века ремесленничество ощутило давление налоговой политики на центральных и восточных землях, а также в Галиции. Во 2-й половине XIX века негативное влияние оказало развитие фабричной промышленности и капитализма, строительство железных дорог, что облегчило перевозки фабричных товаров, утрата значения ремесленнических цехов, низкий уровень образования ремесленников. Значительный кризис ремесленники переживали в связи с неконкурентоспособностью перед фабрично-заводской продукцией в течение 1870-1890-х годов.

Ремесло XX века

Перед 1-й мировой войной в 9 украинских губерниях Российской империи ремесленников и кустарей было 700 тысяч, самостоятельных ремесленников 57 тысяч, налогонеоблагаемых кустарей и ремесленников 105 тысяч, кустарей пищевой промышленности 135 тысяч, участников различных нетоваровых промыслов 45 тысяч. Кустари жили преимущественно в сёлах, ремесленники - городах. В начале 20-х гг. значение ремёсел частично увеличилось в связи с упадком фабричной промышленности. Количество ремесленников и кустарей в УССР возросло до 820 тысяч к 1928 г. Со временем, из-за национализации и развития фабричной промышленности, ремесла приходили в запустение. Количество ремесленников и кустарей в УССР в 1939 г. - 57.7 тысяч. После ликвидации промышленной кооперации в 1960 г. ремесленная и кустарная промышленность была передана в систему государственной региональной промышленности.

Народные промыслы

Украинский дом украшали рушниками, дерюгами, коврами. Пол посыпали ароматными травами, чтобы веяло уютом, пахло свежестью.

Народный символ Украины, национальный оберег - рушник. - это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом, испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки - рушник сопровождал человека везде. По-разному называли рушник, в зависимости от его назначения. Рушник для вытирания рук и лица - утирач; для посуды, стола и лавы - стирач; праздничный, для застилания стола - обрус; для увязывания сватов - плечевик. А был еще один - рушник судьбы. Его готовила мать еще до рождения ребенка. Для мальчика вышивала на нем дубовые листочки, чтобы сильным и мужественным был сын, а для девочки - калину, чтобы дочь была красивой, словно калина. Этот рушничок после рождения ребенка клала мать под детскую подушечку. С ним несли ребенка крестить, на нем благословляла мать сына или дочь на бракосочетание, с ним рядила ребенка в далекую дорогу. Это рушник берегли всю жизнь и клали в гроб, когда человек умирал.

В каждом регионе Украины рушники имеют свои характерные признаки. На Киевщине, Черниговщине преобладает растительный узор красного, синего и черного цветов, для Западной Украины характерен геометрический узор с яркими красками.

Народная мудрость гласит, что человек за свою жизнь должен построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. И начинать нужно именно со строительства дома.

Когда-то наши предки, заселяя новые земли, выбирали наилучшие, самые живописные места для строительства жилья.

Дома на Украине чаще всего строили из дерева, глины, соломы, камыша, лозы. Были они хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу. Выбирая место для будущего дома, украинцы придерживались определенных традиций: где любит лежать скот, там и людям будет хорошо; если на выбранном для строительства месте хорошо росла рожь, то это место хорошее для дома. А еще нельзя было строить ом там, где раньше были кладбища, где часто болели, на пустырях, на раздорожье, перекрестке дорог.

Обсаживали дом мальвами, любистком, мятой, был он всегда чисто отбеленным, очень часто разрисованным.

В доме был свет и солнечно, поэтому и назывался он светлицей. Гордостью каждого жилья была печь - символ домашнего уюта и тепла. Стояла она в левом углу от входа. В печи готовили пищу, она обогревала дом. За это очень уважали ее в украинской семье. Каждая хозяйка после того, как вытопит печь, подметала ее, часто подмазывала белой глиной.

Гончарные изделия изготавливались и широко использовались на территории Украины с незапамятных времен. Это едва ли не самый древний вид народного искусства, который несет в себе бесценную информацию о культуре древнем быте. Так что же такое гончарство и как оно развивалось на территории нашего государства?

Изготовление из гончарной глины различных разнообразных бытовых изделий, посуды, игрушек, изразцов и т.д. и обжиг этих изделий – вот что такое гончарство. Ремесло это довольно древнее, зародилось еще в во времена неолита, позже развилось в разновидность народного искусства. Глина – пластическое сырье на момент формирования изделия, после обработки – обжига (при температуре 900 градусов) – становится твердым материалом. У глины очень широкая палитра натуральных цветов – начиная от белого, кремового, переходя к охре, красному, коричневому и темно-серому. Бывают также керамические краски, которые в целом придают гончарной продукции удивительный эффект. Они изготавливаются из цветной глины – ангобы. Используются также декоративные или прозрачные глазури, которыми покрывают готовое изделие сверху.

Гончары первобытных времен лепили свои изделия вручную: они облепливали камень или любую деревянную форму небольшими кусочками глиняной массы, толщиной не более пальца, или обкручивали ленту глины по спирали, так вылепливая и совершенствуя сосуд, который был по форме конусообразным, с толстыми стенками и острым дном. Такая посуда не имела четко выраженных округлостей или четкого силуэта, но свою функцию такое изделие выполняло. Такая техника выдержала испытание временем и существовала наравне с работой на гончарном круге, известна она мастерам и сегодня.

Гончарный круг изобрели в IV тыс. до н.э. Сначала он был ручной и вращался довольно медленно, потом усовершенствовался и стал в средневековье скоростным, получил ножной привод, и это стало тогда значительным переворотом в развитии всего гончарного ремесла. Круговая техника точения позволила не только увеличить выпуск керамической продукции, но и сделать изделия более совершенными и изящными. Изготовленный на таком круге сосуд был с тонкими легкими стенками, его формы имели гармоничные очертания, можно было наносить орнаментальные полосы, линии и другие украшения на поверхность.

Народные мастера гончарного дела использовали в своем ремесле несколько техник декорирования готового изделия. Это были глянцевание, ритование, рожкование, штампик, фляндрование, лепка.

Остановимся немного подробнее на каждой из этих техник.

Ритование (или процарапывание, гравировка, «урез») – делалось путем нанесения углубленного желобка небольшой деревянной палочкой или гвоздем, как карандашом. Так выцарапывался узор любой формы.

Глянцевание (или еще называлось лощение) производилось гладким предметом, это мог быть камень, по сухому черепку – наносились линии, полосы и другой декор.

Когда работали в технике рожкования, то специальный рожок наполняли ангобом, в отверстие-дырочку внизу вкладывали или гусиное перо, или стеклянную трубочку. Струйка ангоба таким образом легко наносилась на поверхность готового изделия. Позже, ближе к нашему времени, рожок был заменен для удобства на резиновую грушу. В такой технике мастера выписывали линии, прямые и волнистые, наносили точки, листочки, розетки или другой орнамент.

Фляндрование – техника, в которой острым предметом соединялись три или четыре ленты ангоб разных цветов, это было похоже на мраморные разводы, четкие и зигзагообразные. Сегодня гончарство различает четыре вида изделий по назначению: разнообразная посуда для чего бы то ни было, сакральные предметы (иконы, кресты, подсвечники и др.), игрушки, предметы для жилья и его обустройства (это могли быть плитка, подвазонники, вазы или другие изделия подобного назначения).

Когда в Х в. образовалось Древнерусское государство, производство гончарной посуды понемногу развивалось и росло. Особенно это касалось городов. Изделия начали покрывать непрозрачной, а позже и прозрачной глазурью. Гончары Древней Руси изготовляли обычно корчаги, в которых хранилось зерно, или миски, кружки, горшки, кувшины.

Для XIV в. было характерно изготовление удобной недорогой посуды для приготовления блюд. Она разукрашивалась лощением, деревянными штампиками - кружочками, лучиками, зубчиками, звездочками, ласточками.

Высшего уровня развития гончарство достигло в XVII-XVIII вв. В это время изделия расписывались не только ангобами, но и эмалями - керамической краской, похожей на стекло. Это открыло возможность для использования различных цветов, обогатило палитру гончаров. Популярными в это время были растительные орнаменты, изображения фигур, которыми украшались в основном миски и изразцы. Наиболее распространено гончарное ремесло было на Полтавщине, и среди полтавских гончарных центров наподобие Глинска, Зинькова, Миргорода выделялась больше всего Опошня. В 1789 году здесь работало около двухсот гончаров, они производили праздничную утварь для различных напитков (фляги, дзбанки, кувшины, бочонки) и декоративную фигурную посуду скульптурного характера: львы, барашки, петухи, кони, они украшались цветочными орнаментами. Глинск был знаменит творчеством семьи Сулимов, которые сделали ведущей техникой города фляндровку, иногда сочетая ее с цветочными узорами и мотивами.

В поднепровских ячейках гончарного ремесла – Дыбинцах, Реевке, Каневе, Сунках, Цветной и др. – популярной была добротная прикладная посуда, украшенная рисунками, и фигурная посуда для напитков, преимущественно в виде животных и птиц.

Что касается Подолья, то гончарное производство там было распространено в Гайсине, Баре, Бубновке, Смотриче, Летичеве и т.д. Для бубновской , например, были характерны не только четкие растительные узоры, но и маленькие вылепленные птичьи фигурки, которые размещались на покрышках рынок, дзбанок и т.п. На Западной Украине ведущими центрами гончарного ремесла считались Яворов, Потелич, Пустынь, Коломыя, Мукачево и т.п. Гончарный цех в Коломые был создан в 1661 году. Здесь производили посуду, а также подсвечники, изразцы, которые украшали фляндровкой или рожкованием.

В XIX в. каждому району, который занимался гончарным промыслом, стали присущи определенные особенности. Они зависели прежде всего от качества тех материалов, которые использовались в работе, уровня технического развития производства, традиций данного региона и других факторов.

Изделия мастеров-гончаров Опишни отличались своеобразием. Например, один из местных мастеров, Федор Червинка, не только гравировал на влажной поверхности изделия, но и налепливал на нее рельефные мотивы орнаментального характера. Василий Поросный вводил в кружево растительного орнамента различных фантазийных сказочных птиц и зверей.

На Подолье среди гончаров был известен Андрей Гончар из села Бубновка: он первый, ввел в родном селе производство красной расписной посуды. Гончары села Бар Петр Лукашенко и Павел Самолович украшали миски фигурными композициями, раскрывающими целые темы. В селе Адамовка работал Яков Бацуца, который приобрел популярность не только в пределах Украины, но и далеко за ними: он изготавливал посуду шарообразных форм и расписывал ее силуэтными фигурками.

На Гуцульщине XIX в. стали ведущими центрами гончарного ремесла Косов и Пистынь. Керамика Косово стала знаменитой благодаря творчеству самобытного Алексея Бахметюка. Его отец, Петр Бахметюк, занимался изготовлением неполиванной посуды. Алексей еще юношей учился и работал у известного в те времена гончара-плиточника Ивана Баранюка, проживавшего в предместье Косово, в Москалевке. Позже Алексей унаследовал мастерскую отца, и его собственное творчество отмечалось оригинальной росписью плитки и посуды. Орнаментика этого мастера состоит из цветов со многими лепестками, треугольных листьев, виноградных гроздей, птиц на ветвях, коз, лошадей, оленей. Смело оформленные цветочные орнаменты получили название «бахминщина».

Пистинский центр ремесла гончаров связан с трудом целых гончарных семей, которые стали известны своим творчеством: Волощуки, Зондюки, Кошаки, Михалевичи, Тимчуки и другие семьи. Они специализировались в основном на рисованных мисках, кувшин, блюдах и т.п. Петр Тимчук также изготавливал необычные уникальные фигурки баранов, коз, оленей, которые несли горшки на спине – они использовались для комнатных цветов.

Сформировались давние гончарные центры Львовщины – Гавареччина, Глинск, Лагодов, Сасов, Сокал, Шпиколосы, Явор и т.п., которые изготавливали посуду широкого назначения и различных форм.

Народная керамика 20-30-х годов XX в. в поселках Адамовка, Бар, Дыбинцы, Шатрище, Опошня и других центров гончарства почти не отличалась от подобных изделий прошлого столетия. Однако, заметим, принудительная коллективизация способствовала значительному упадку гончарного промысла. Попытались учредить гончарные артели во многих ячейках по селам, но эти попытки потерпели неудачи. Сократилась численность кустарей-гончаров, ведь все трудоспособное население сел должно было работать в колхозах.

Послевоенные годы сделали гончарство немного более оживленным. Прикладной посуды было очень мало в быту, и это способствовало восстановлению керамического производства в достаточно быстрых темпах в тех же Опошнях, Валках, Василькове. В древних центрах мастерства снова начали создаваться артели – в Дыбинцах, Бубновке, Баре, Адамовке, Косово, Смотриче. Среди выдающихся мастеров, которые в них работали, можно назвать братьев Герасименко из Бубновки, Гаврилу Пошивайло из Опошни, Александра Пирожок из Адамовки, Григория и Павлину Цвилинкив из Косово и др.

В 60-х годах еще где были центры серой керамики, которая была красива за счет своей формы, блестящий несложный узор только подчеркивал своим контрастом благородство и выразительность готового изделия. Среди подобных центров можно назвать Городище (Полтавская область), Шатрище (Сумская область), Плахтянка (Киевская область), Пастырское (Черкасская), Шпиколосы и Гавареччина (Львовская область).

Однако с 70-80-х годов гончарное ремесло на Украине понемногу приходит в упадок. Опытных гончаров остается все меньше. Вместо них все больше стали распространяться полумеханизированные цеха по производству керамики, заводы, изготавливающие массовую продукцию, которая только имитирует народные изделия гончаров.

Наш различной предлагает вам огромное множество. Величайшее мастерство – которую позволяет великое множество, будучи многовековой колыбелью гончарного искусства. Искренне надеемся, что из ассортимента ЭТНОХАТЫ сможет вас приятно поразить.

Всемирная история керамики началась с древнейших времен, с того момента, когда человек научился обрабатывать глину. Толчком послужила жизненно необходимая потребность в емкостях и наличие легкодоступного материала в виде глины. Первоначально это были толстостенные сосуды, слепленные от руки. С развитием гончарного ремесла технология изготовления глиняных изделий совершенствовалась, добавлялись различные добавки в зависимости от места проживания, приемы обжига и формовки, разнообразились формы изделий, появлялись элементы украшения.

Подтверждением тому являются находки разных эпох, найденные при археологических раскопках в разных уголках мира. А само слово «керамика» произошло от греческого «keramos» – глина, прошедшая обжиг.

Исторические вехи украинской керамики

Археологические находки изделий из глины на территории Украины относятся к концу медно-каменного века, т.е. 2,5 тысячи лет до нашей эры. Найденные в начале XX столетия археологом Хвойко В. возле села Триполье глиняные предметы быта позволили сделать заключение о существовании трипольской культуры, названной так по месту первых находок.

Обнаруженные артефакты относились к целой культуре эпохи неолита, датируемой 4 – 2 тысячи лет до н.э.. Посуда была изготовлена из глины с примесью кварцевого песка и ракушек пресноводных моллюсков. Изготавливалась она вручную, с толстым дном и неравномерной толщины стенками. Внешняя поверхность была гладкой, встречается роспись и обжиг красной краской. Посуда больших размеров лепилась из двух частей. В сравнении с образцами посуды той эпохи, найденных на территориях других стран, трипольская представляла собой произведение искусства.

Гончарство на Украине является древнейшим ремеслом. Земля богата залежами качественных обычных и каолиновых глин с разнообразием цветовой гаммы: от белой и кремовой до темно-серой и коричневой. Заложенная веками история и культура края в орнаментальных мотивах оказала влияние на развитие гончарства и керамики в Украине.

В VII веке началась славянская эпоха в развитии украинской керамики. Она характеризуется присутствием в темно-серой керамике римских черт тисненого орнамента с параллельными и волнистыми линиями, насечками.

С X века в гончарном ремесле начинают применять гончарный круг, совершенствуются технологии изготовления материалов, обжига, обработки. К концу столетия начали добывать каолиновую глину открытым способом. Кроме посуды, гончары стали делать фигурные скульптуры, игрушки и изделия религиозной тематики. Появилась новая технология обработки изделия глазурью. Совершенствуется плитка и изразцы.

В конце XV века на волне развития гончарного ремесла начали появляться артели. Разнообразнее стала форма изделий для бытовых нужд, украшений, орнаментов.

С XVII столетия стали формироваться центры керамического производства. Их размещение на территории Украины было непропорциональным по причине неравномерности залежей гончарной глины. В XIX столетии эти центры начали набирать свои характерные особенности, зависящие от природных качеств глины, местных традиций и технического уровня производства.

XX столетие охарактеризовалось спадом гончарного ремесла во времена коллективизации и подъемом в послевоенное время при разрушенном производстве. В конце XX столетия с появлением на рынке доступной и качественной посуды фабричного производства гончарное ремесло пришло в упадок.

От древнего к современному

Благодаря теплоте и экологичности природного материала, сохранению национальных традиций в орнаментальных мотивах и формах, придания новой эстетики посредством современных технологий керамика остается востребованной и в наши дни. Керамическая посуда сохраняет питательную ценность продукта и вкусовые качества, а декоративные изделия украсят интерьер и придадут ему самобытность.

Керамические изделия производятся спеканием глины или ее смесей с минеральными добавками. Основными видами керамики являются фарфор, фаянс, майолика, терракота. Для улучшения качества изделий и декоративности внешнего вида керамики, применяются выработанные за путь своего развития определенные технологии, некоторые из них:

  • Глазурование – покрытие изделия-сырца тонким стекловидным слоем, называемым глазурью, для повышения прочности, влагонепроницаемости.
  • Дымление – бескислородный обжиг изделия, в результате чего цвет поверхности изделия становится от темно – коричневого до черного с серебристым отливом.
  • Молочение – обработка изделия в несколько этапов, при которой изделие вымачивают в молоке, сушат и обжигают до получения золотистого или черного шоколада цвета.
  • Ангобирование – покрытие изделия-сырца цветной или беложгущейся глиняной суспензией, называемой ангобом.
  • Фляндровка – сложная, в несколько этапов, технология декорирования, при которой нанесенный ангоб при круговом движении быстро рассекается мастером с помощью приспособления на ритмично чередующиеся вертикальные линии.
  • Ритувание – уникальная карпатская технология в несколько этапов, при которой изделие покрывают белой глиной, обжигают, расписывают, поливают глазурью, выпекают.

Несмотря на общность форм украинской народной керамики, каждому центру гончарства свойственны свои особенности и своеобразие. По характерным признакам декоративного украшения керамических изделий в Украине можно обозначить несколько зон:

Приднепровье

Территория Приднепровского гончарства – это Васильков, Ирпень, Петровцы, Дыбинцы, Моринцы, Гнилец. Характерными чертами работ приднепровских мастеров является растительный орнамент с нанесением точек, черточек, зигзагообразных и прямых линий на розовом, белом или красном фоне. Приднепровские мастера славятся своей хорошо прорисованной посудой ежедневного пользования, фигурными изделиями для напитков в образах птиц и животных.

Хорошо известна в Украине и за ее пределами Васильковская майолика, выпускающая 60 видов керамических изделий. Простые по форме изделия декорированы цветными глинами с национальным орнаментом.


Запорожские художественно-керамические мастерские, используя современные технологии, изготавливают сувенирные и керамические изделия, в том числе и ручной работы. Хорошо известна на рынке посуда в стиле украинского колорита Вишенка, Полянка.
За пределами Украины хорошо известна «Петриковская роспись» мастеров Петриковки, что на Днепропетровщине.

Кроме дерева, мастера расписывают и керамику. Их собственный стиль «Кудряшка» или «Луковица» характеризуют фантастические формы цветов, выполненные ажурными плавными линиями в сочных ярких цветах, с растительным орнаментом астр, георгин, роз, васильков. Петриковская роспись включена в список культурного наследия ЮНЕСКО.


Полтавщина

Полтавщину прославили своей керамикой Опошня, Хомутец, Камышня. Полтавское село Опошня в настоящее время является центром производства гончарной керамики Украины. Опошнинскую керамику выделяет оригинальная техника нанесения росписи методом фляндровки.

Керамические изделия производятся из местной глины серого цвета, которая после обжига приобретает светло-коричневый тон. Гончары Полтавщины изготавливают тонкостенные изделия с росписью до трех цветов.

Растительный орнамент плетется из цветов, колосков, гроздьев винограда, веточек, букетов и веночков. Кроме повседневной глазированной посуды изготавливаются дымленная керамика, декоративные скульптуры, игрушки.

Основной светло-желтый цвет узора ложится на красно-коричневый, белый или зеленый фон и подчеркивается контрастными цветами линий. Простая форма цветов взята из традиционных украинских настенных росписей.

Подолье

Центрами подольского гончарства являются Бубновка, Бар, Винница, Гайсин. Здесь изготавливаются рисованная керамика, обычная посуда, подсвечники, фигурки животных и птиц, игрушки. Подольских мастеров отличает яркий красно-охристый фон изделий с белым, желтоватым, зеленым цветом рисунка. Для орнамента используются пышные цветы, виноградные гроздья, веточки дерева с плодами. В одном изделии может объединяться техника контурного рисования и фляндровки.

Кроме того, широкое развитие получили изделия темно-коричневого, почти до черного, и коричнево-охристого фона без глянцевания с геометрическим рисунком. Известно своими изделиями черной керамики село Гончаровка.

Галичина

На Галичине гончарное ремесло наиболее развито в Гавареччине, Косово, Коломые, Галиче, Дрогобыче. Изделиям галичских мастеров свойственна высокохудожественная техника гравированной росписи на посуде, подсвечниках, фигурках, колокольчиках. Для фона используются цвета природы: солнце – желтый, земля – коричневый, трава и листья деревьев – зеленый. Наряду с геометрическими и растительными мотивами в орнаменте присутствуют цветочные розетки с лепестками фантастических форм. Тонкая красота очертаний выделяется в расправленных, как в гербарии, формах листьев, веточек, цветов.

Уникальной является технология косовской керамики, которая отнесена к духовному наследию ЮНЕСКО. Она настолько сложная, что до сих пор не поддается подделке и копированию. Ее собственным стилем является триколор коричневого, желтого и зеленого на белом фоне с сюжетными композициями и гуцульскими коломыйками.


Отмечена золотой медалью на международной выставке и гаварецкая керамика, изготовленная по технологии дымления из двух видов глин: пресной и жирной. Черного цвета с сизым отливом изделия отличаются, кроме цвета, своей легкостью и тонкими стенками.
Оригинальные изразцы, расписные миски, блюда и другие изделия содержат изображения животных и человеческих фигур. Силуэты женщин и мужчин, музыкантов, земледельцев, пастухов, мельников, солдат четкие и хорошо просматриваемые.

Закарпатье

Кроме повседневной посуды, изготавливается и расписная праздничная, а также подсвечники, изразцы, сувениры.
В Закарпатье керамику производят Ужгород, Виноградово, Хуст. Для них характерны широкие мазки цветочных орнаментов. Свободное рисование выполняется на розовом фоне и покрывается глазурью.

Буковина

Традиционным для Буковины гончарным ремеслом занимаются в Коболчине, Городенка. На Буковине орнамент на керамических изделиях повторяет черты Галичины и Закарпатья, а также местные мотивы.

Слобожанщина

ПолесьеНа Слобожанщине цеховой керамикой занимается Харьков, Изюм, Новая Водолага, Просяное. Залежи высококачественной глины встречаются практически по всей Харьковской территории, по Северскому Донцу и его притоках. Ассортимент керамических изделий включает посуду бытовую и декоративную, скульптурные изделия, облицовочную плитку.

Декорирование изделий осуществляется рисованием или ритуванием орнамента, глазирование. Для керамики присущ синий цвет, тисненные узоры, подобные резьбе по дереву, полихромная роспись, черное дымление. Хорошо известны жаростойкие горшочки Слобожанщины.

Полесье

Гончарство в Полесье представлено лепной посудой с лощеным декором. На черном или светло-коричневом фоне изделий на стенках орнамент выполнен гребневыми, прямыми параллельными или волнистыми линиями.

Волынь

Характерными чертами керамики Волыни являются как простые рисунки в виде точек, волнистых линий, кругов, черточек, так и более сложные: прямая или скошенная сетка, спирали, цветы, листочки, сосенки. Комбинация элементов позволяет применять множество вариантов орнамента, в котором всегда соблюдается лаконичность и целостность композиции. Для украшения изделий применялась гравировка или глянцевание. Терракотовую керамику покрывали красной глиной, иногда белой или черной, а также несколькими ее цветами. К чернодымленной керамике применяется техника частичного глянцевания и геометрические орнаменты. Кроме традиционных изделий волынские мастера изготовляют декоративно-сувенирную продукцию.


© 2024
tm-zhukov.ru - Бизнес портал - Zhukov