19.01.2024

Регистрация религиозных организаций. Разъяснения юридической службы Московской Патриархии


"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом.

2. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

3. Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, принимается органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

заявление о регистрации;

список учредителей религиозной организации;

устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

В случае, если учредителем (учредителями) не представлен документ о государственной регистрации учредителя (учредителей), территориальный орган федерального органа государственной регистрации самостоятельно запрашивает указанные сведения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).

10. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

11. Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

12. За государственную регистрацию религиозной организации, изменений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Особое положение среди юридических лиц занимают религиозные организации. Их особенность заключается в том, что они создаются на основе духовного объединения граждан для исповедания и проповедования определенной веры. Именно по этой причине церковь обладает, и особенно обладало ранее, серьезным идеологическим преимуществом. Ее авторитет распространяется на большое количество населения несмотря в силу того, что сегодня набирает силу тенденция к постепенному увеличению общего количества верующих. Особо значимо это проявлялось в средневековом обществе, где религиозный фактор был определяющим в построении быта, общения людей.

Столь важное преимущество не могло не отразится на взаимоотношениях церкви и государства. История полна примеров, когда между этими двумя значительными институтами политической системы общества разгорались конфликты за обладание как политической, так и религиозной властями. Имели место и случаи сотрудничества церкви и государства.

Сегодня отношения светской и церковной властей заметно изменились. Большинство развитых демократических государств официально провозгласило независимость обеих этих властей, разграничение их задач и сфер действия. В конституциях большого числа государств отсутствует упоминание об официальной (государственной) религии, что свидетельствует о равном отношении государства к различным вероучениям.

Вместе с тем, на Востоке сохраняются и так называемые теократические государства, в которых религия (как правило, ислам) оказывает серьезное влияние на образование и деятельность государственных институтов, функционирование всей политической системы общества. Основным источником правил общественной и, в частности, государственной жизни в таких государствах является не нормативно-правовой документ, а религиозный источник.

Российская Федерация, согласно ст. 14 Конституции РФ, является светским государством, т.е. "никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Конкретным воплощением этого конституционного принципа служит гарантированное право каждого на свободный выбор вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ). Осуществление данного права не должно нарушать прав и свобод других лиц, т.е. не допускается пропаганда или агитация, возбуждающих религиозную ненависть и вражду, религиозное превосходство.

Правовой формой существования религиозных коллективов в России является религиозное объединение. Согласно ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" *(122) религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно или на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут существовать в форме религиозных организаций и религиозных групп.

Религиозная группа - это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (ст. 7 Закона о религиозных объединениях).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В соответствии со ст. 8 Закона о религиозных объединениях религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозная организация считается, когда она состоит не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности или в одном городском или сельском поселении. Централизованной же считается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозной организацией признается: 1) учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цели и признаки религиозного объединения; 2) руководящий либо координирующий орган или учреждение централизованной религиозной организации; 3) учреждение профессионального религиозного образования. Под учреждением профессионального религиозного образования в соответствии со ст. 19 Закона о религиозных объединениях принято понимать созданные религиозными организациями в соответствии со своими уставами духовные образовательные учреждения для подготовки служителей и религиозного персонала, которые должны надлежащим образом зарегистрироваться в качестве религиозных организаций и получить государственную лицензию на право образовательной деятельности.

Таким образом, одним из отличий двух форм религиозных объединений является необходимость их государственной регистрации в качестве юридического лица. Так как религиозная организация обладает большими по сравнению с религиозными группами полномочиями, законом обращено к ним более пристальное внимание. Одним из проявлений этой внимательности служит и государственная регистрация такой организации в качестве юридического лица. Рассмотрим специфические особенности их государственной регистрации в отличие от государственной регистрации большинства юридических лиц.

Органом, принимающим решение о государственной регистрации религиозной организации, ч. 2 ст. 11 Закона о религиозных объединениях признает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальный орган. Как уже указывалось ранее, таким органом является Федеральная регистрационная служба с ее территориальными органами.

Чтобы определить место государственной регистрации религиозных организаций, необходимо руководствоваться пунктами 1-4 ст. 11 Закона о религиозных объединениях:

1) решение о государственной регистрации - а) местной религиозной организации, б) централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ - принимается территориальным органом Федеральной регистрационной службы в соответствующем субъекте РФ;

2) решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ, - принимает сама Федеральная регистрационная служба;

3) решение о государственной регистрации созданных уже существующими религиозными организациями - а) учреждений или организаций, б) руководящего или координирующего органа или учреждения, в) учреждения профессионального религиозного образования - принимает орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.

Как указывалось, все религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Но четкого разграничения на основе этого критерия законодательные определения не содержат. Закон указывает лишь на место жительства участников местной организации - "в одной местности либо в одном городском или сельском поселении". Не закрепляется в законе и обязанности религиозной организации устанавливать территориальные пределы своей деятельности. Решить данную проблему представляется возможным, исходя из смысла Закона о религиозных объединениях и ряда иных, примыкающих к нему, нормативных правовых актов. Следует в таком случае признать, что территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения (исходя из терминологии законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, территориями муниципального образования признаются городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения *(123) ), а централизованной организации - территория субъектов РФ, где имеются входящие в ее структуру местные организации *(124) . При этом важно запомнить, что создание религиозных объединений в государственных учреждениях и в воинских частях запрещено (п. 3 ст. 6 Закона о религиозных объединениях).

Так как законодательством о религиозных объединениях не предусматривается списка заявителей государственной регистрации религиозных организаций, то им является список заявителей государственной регистрации обычных юридических лиц, закрепленный в Законе о регистрации.

При этом необходимо учесть отдельные специфические моменты, закрепленные Законом о религиозных объединениях. Так, в соответствии со ст. 9 этого Закона, учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу. Особо следует обратить внимание на то обстоятельство, что учредителем местной религиозной организации закон называет только гражданин РФ. Однако это не исключает возможности иностранных граждан и лиц без гражданства (если они постоянно и на законных основаниях проживают в РФ) наряду с гражданами РФ быть участниками данной организации (п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 8 Закона о религиозных объединениях). Учредителями же централизованной религиозной организации могут выступать лишь не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат законодательству. При этом объединение (союз, ассоциация) религиозных организаций разной вероисповедной принадлежности будет признаваться, исходя из п. 2 ст. 121 ГК РФ, некоммерческой организацией, не имеющей религиозного статуса, так как не обладает главным признаком любой религиозной организации - совместным исповеданием веры.

Может возникнуть вопрос и о постоянно действующем исполнительном органе религиозной организации. Закон о религиозных объединениях не закрепляет каких-либо требований к его формированию и функционированию. При этом императивно закрепляется, что эта информация должна быть отражена в уставе религиозной организации (п. 2 ст. 10).

В Методических рекомендациях о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", утвержденных Письмом Минюста РФ от 24 декабря 1997 г. N 08-18-257-97, отмечается, что руководителями религиозных организаций могут выступать и иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно или на законных основаниях проживают на территории РФ. Соответственно, иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ, возглавлять религиозную организацию не могут. В то же время согласно п. 2 ст. 20 Закона о религиозных объединениях, религиозные организации в установленном порядке имеют право приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной, проповеднической, религиозной деятельностью. При этом временно пребывающие в России иностранные граждане вправе осуществлять данную деятельность без оформления участия в организации и не замещая какие-либо должности в ее руководящих органах, поскольку исходя из выше отмеченных положений Закона, они не могут быть участниками религиозных организаций *(125) .

Законодательство о религиозных объединениях не закрепляет сколько-нибудь громоздких требований к созданию религиозных организаций. Статья 9 этого Закона указывает лишь на обязательное наличие десяти учредителей для создания местной религиозной организации и трех местных религиозных организаций для создания централизованной религиозной организации. При создании местной религиозной организации ее учредители должны иметь любой из следующих документов: 1) подтверждение существования религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления; 2) подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Таким образом, важен следующий вывод: местная религиозная организация не может быть зарегистрирована в качестве юридического лица, если она не просуществовала, как минимум, 15 лет в качестве религиозной группы. Исключением из этого требования является создание местной религиозной организации, которая входит в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания.

Для того чтобы пройти процедуру государственной регистрации местной религиозной организации при ее создании в уполномоченный государственный орган необходимо представить следующие документы:

2) список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения, представляемый по форме, утвержденной приложением к Приказу Минюста РФ от 25 марта 2003 г.;

3) протокол учредительного собрания, содержащий сведения о дате и месте проведения собрания, количественном и персональном составе участников и рабочих органов, существе принятых решений (о создании религиозной организации, принятии ее устава, избрании руководящих органов) и результатах голосования по ним;

4) документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

5) сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

6) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

Данный список является исчерпывающим и не может быть изменен и дополнен иначе как внесением изменений в статью 11 Закона о религиозных объединениях. Вместе с тем, применяемый на практике упомянутый ранее Приказ Минюста РФ от 25 марта 2003 г. N 68, которым утверждены Правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Минюстом РФ и его территориальными органами, в п. 5 этих Правил закрепляет необходимость представления в орган, принимающий решение о регистрации, еще одного документа - описи представленных на государственную регистрацию документов и сведений.

Для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, в орган, принимающий решение о регистрации, представляются:

1) заявление о регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212;

2) список учредителей религиозной организации (юридических лиц) - представляется по форме, утвержденной приложением к Приказу Минюста РФ от 25 марта 2003 г.;

3) устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

4) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

5) нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

6) соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей), оформленное в виде протокола общего собрания, конференции, съезда и т.п. с соблюдением требований, предъявляемых к данного виде юридическим документам;

7) документ об уплате государственной пошлины.

Кроме того, при создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях, с приложением копий их уставов и свидетельств о государственной регистрации.

В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами РФ, дополнительно к документам, указанным выше, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

В соответствии с Приказом Минюста от 25 марта 2003 г., к документам следует приложить и опись представленных на государственную регистрацию документов и сведений.

Все документы, за исключением устава религиозной организации, представляются в двух экземплярах. Устав представляется в трех экземплярах.

Документы и иные материалы (для регистрации как местных религиозных организаций, так и централизованных) должны быть составлены на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

Документы, исходящие из организаций и учреждений иностранных государств - участников Гаагской конвенции 1961 г., если иное не предусмотрено договорами и соглашениями РФ с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии на них специального штампа "apostille" (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которыми снабжен этот документ. Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции 1961 г., если иное не установлено действующими договорами и соглашениями РФ с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения РФ за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел РФ. Официальные документы и акты, исходящие из стран Содружества Независимых Государств, в соответствии с Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принимаются к рассмотрению без специального удостоверения, если такие документы и акты изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции, по установленной форме и скреплены гербовой печатью.

Особо следует обратить внимание на устав религиозной организации. Статья 10 Закона о религиозных объединениях закрепила требование, согласно которому устав обязательно должен содержать следующие сведения:

1) наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

2) цели, задачи и основные формы деятельности;

3) порядок создания и прекращения деятельности;

4) структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

5) источники образования денежных средств и иного имущества организации;

6) порядок внесения изменений и дополнений в устав;

7) порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

8) другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Кроме того, согласно Приказу Минюста от 25 марта 2003 г., экземпляры устава должны быть исполнены в машинописной форме, идентичны, пронумерованы, прошиты и заверены руководящим органом (руководителем) религиозной организации.

Особо следует обратить внимание на сроки регистрации религиозных организаций. Согласно п. 8 ст. 11 Закона о религиозных объединениях, решение о регистрации либо решение об отказе в регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, принимается в течение одного месяца со дня представления всех необходимых документов. В иных случаях орган, принимающий решение, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы.

В Приказе Минюста от 25 марта 2003 г. N 68 не закреплены нормы, регулирующие процессуальный порядок принятия уполномоченным органом решения о регистрации религиозной организации либо решения об отказе в такой регистрации, в отличие от того, как это осуществляется в отношении государственной регистрации общественных объединений.

Вместе с тем, Законом о религиозных объединениях предусмотрена так называемая религиоведческая экспертиза, которая проводится в случае необходимости органом, осуществляющим регистрацию религиозной организации. Правовое регулирование проведения религиоведческой экспертизы осуществляется Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1998 г. N 565 "О Порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" *(126) .

Согласно этому нормативному акту, государственная религиоведческая экспертиза проводится по решению органа, принимающего решение о регистрации религиозной организации, при регистрации централизованной религиозной организации или местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию того же вероисповедания, выданного централизованной организацией, в случае возникновения у органа, осуществляющего регистрацию религиозной организации, необходимости проведения дополнительного исследования на предмет признания организации в качестве религиозной и проверки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики.

Основными задачами экспертизы являются: 1) определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики; 2) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией материалах, относительно основ ее вероучения.

Экспертиза проводится образуемыми для этих целей экспертными советами. При государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, экспертизу проводит экспертный совет, образуемый Минюстом РФ. Правовой статус такого совета определен Положением об экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ *(127) .

В соответствии с этим ведомственным актом, основными задачами Совета при проведении экспертизы являются: 1) определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики; 2) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией основах вероучения и иных документах; 3) разъяснение иных, возникающих при осуществлении государственной регистрации религиозных организаций вопросов, требующих экспертной оценки.

По запросам органов субъекта РФ, принимающих решение о регистрации религиозных организаций, экспертизу проводят экспертные советы, образуемые органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. В случае необходимости орган субъекта РФ, принимающий решение о регистрации, вправе обратиться за заключением в экспертный совет, образованный Министерством юстиции РФ.

Состав экспертных советов (утвержденных как Минюстом РФ, так и органами исполнительной власти субъектов РФ) формируется из работников органов государственной власти, специалистов в области религиоведения и специалистов в области отношений государства и религиозных объединений. В качестве консультантов к работе экспертного совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций.

Запрос о проведении экспертизы направляется в экспертный совет органом, принимающим решение о регистрации религиозной организации, с приложением копий предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" документов, представляемых религиозной организацией для государственной регистрации. В своем запросе орган, осуществляющий регистрацию, должен обосновать необходимость проведения экспертизы, а также определить вопросы, требующие экспертной оценки. В случае, если запрос не основан на законе, он не подлежит рассмотрению, о чем экспертный совет уведомляет орган, направивший запрос.

Экспертиза производится в течение трех месяцев с даты поступления запроса в экспертный совет (т.е. с даты фактического поступления документов в совет). В случае необходимости получения разъяснений по представленным документам от религиозных организаций, а также дополнительных материалов и информации по линии дипломатических учреждений РФ в иностранных государствах, органов исполнительной власти срок проведения экспертизы может быть продлен на месяц с уведомлением об этом органа, принимающего решение о регистрации централизованной религиозной организации. В процессе своей деятельности экспертный совет вправе запрашивать и получать от органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций информацию, необходимую для проведения экспертизы, по вопросам, находящимся в их ведении.

Рассмотрение запроса органа, принимающего решение о регистрации религиозной организации, касающегося конкретной религиозной организации, производится, как правило, в присутствии ее полномочного представителя, заблаговременно приглашаемого на соответствующее заседание экспертного совета. В случае неявки представителя религиозной организации на заседание совета экспертное заключение может быть принято в его отсутствие.

По результатам проведения экспертизы представленных документов экспертный совет принимает экспертное заключение, содержащее обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики. Экспертное заключение считается принятым, если оно одобрено большинством членов экспертного совета. Экспертное заключение в письменной форме направляется органу, принимающему решение о регистрации централизованной религиозной организации, с приложением копий материалов, использованных при проведении экспертизы, и протокола соответствующего заседания экспертного совета.

В результате проведенных процессуальных действий орган Федеральной регистрационной службы принимает одно из следующих решений: 1) решение об отказе в регистрации религиозной организации; 2) решение о регистрации религиозной организации.

Отказ в государственной регистрации религиозной организации, в соответствии со ст. 12 Закона о религиозных объединениях, возможен в случаях, если:

1) цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ - со ссылкой на конкретные статьи законов;

2) создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

3) устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны;

4) в ЕГРЮЛ ранее зарегистрирована организация с таким же наименованием;

5) учредитель (учредители) некомпетентны.

В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается.

Отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции.

В случае отказа документы, представленные на государственную регистрацию, возвращаются религиозной организации на основании заявления. При этом в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе остаются копии всех документов, имевшихся в деле на момент отказа в государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации религиозной организации оформляется в виде заключения и объявляется распоряжением Министерства юстиции РФ либо решением уполномоченного должностного лица Министерства юстиции РФ или его территориального органа.

После принятия такого решения орган Федеральной регистрационной службы направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ. На их основании регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Орган Росрегистрации не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в ЕГРЮЛ.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и другими законодательными актами, регулирующими порядок рассмотрения заявлений и принятия Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов, национально-культурных автономий и религиозных организаций, приказываю:
1. Утвердить Правила рассмотрения заявлений и принятия Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий (приложение 1).
2. Утвердить Правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (приложение 2).
3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 06.10.1997 N 19-01-122-97 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 08.10.1997, регистрационный N 1392) считать утратившим силу.
4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.02.1998 N 19 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.1998, регистрационный N 1482) считать утратившим силу.

Министр
Ю.Я.ЧАЙКА

Приложение 2
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25.03.2003 N 68

ПРАВИЛА
РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

I. Общие положения

1. Правила разработаны на основе Федеральных законов от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3431), от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029), Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2589), иных актов законодательства Российской Федерации и регулируют порядок рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц". Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальными органами.
3. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом (далее именуется - уполномоченный орган) на основании принимаемого Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
4. Министерство юстиции Российской Федерации принимает решение о государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также религиозных организаций, образуемых этими централизованными организациями.
Решение о государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, и религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

II. Порядок представления документов
для государственной регистрации религиозных организаций

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации ее учредители представляют в соответствующий орган юстиции следующие документы в двух экземплярах (кроме подпункта 5.4 настоящих Правил):
5.1. Опись представленных на государственную регистрацию документов и сведений.
5.2. Заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подписанное заявителем, подпись которого нотариально удостоверяется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" для государственной регистрации юридических лиц.
5.3. Список лиц (учредителей), создающих религиозную организацию, установленной формы.
5.4. Устав религиозной организации в трех экземплярах, отвечающий требованиям статьи 10 Закона.
Экземпляры устава должны быть исполнены в машинописной форме, идентичны, пронумерованы, прошиты и заверены руководящим органом (руководителем) религиозной организации.
5.5. Протокол учредительного собрания, содержащий сведения о дате и месте проведения собрания, количественном и персональном составе участников и рабочих органов, существе принятых решений (о создании религиозной организации, принятии ее устава, избрании руководящих органов) и результатах голосования по ним.
5.6. Документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром.
5.7. Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения; о формах и методах его деятельности; об отношении к семье и браку, к образованию; особенностях отношения к здоровью последователей данной религии; ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей.
5.8. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.
5.9. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) создаваемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно представляются устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.
5.10. Документ об уплате государственной пошлины.
6. Для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган представляются в двух экземплярах (кроме подпункта 6.5 настоящих Правил):
6.1. Опись представленных на государственную регистрацию документов и сведений.
6.2. Заявление о государственной регистрации по форме, установленной в подпункте 5.2 настоящих Правил.
6.3. Список учредителей религиозной организации (юридических лиц).
6.4. В соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей) нотариально удостоверяются.
6.5. Устав создаваемой религиозной организации в трех экземплярах, утвержденный ее учредителем (учредителями), отвечающий требованиям, установленным в статье 10 Закона.
6.6. Соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей), оформленное в виде протокола общего собрания, конференции, съезда и т.п. с соблюдением требований, предъявляемых к данного вида юридическим документам.
6.7. Сведения о религиозных организациях, входящих в структуру создаваемой религиозной организации, с приложением копии уставов и свидетельств о государственной регистрации не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру.
6.8. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.
6.9. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) создаваемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, представляются документы, предусмотренные в подпункте 5.9 настоящих Правил.
6.10. Документ об уплате государственной пошлины.
6.11. Документы и иные материалы представляются в федеральный орган юстиции или его территориальный орган на русском языке - государственном языке Российской Федерации (Закон РСФСР от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов РСФСР" - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3804).
7. Документы, исходящие из организаций и учреждений иностранных государств - участников Гаагской конвенции 1961 г., к которой Российская Федерация присоединилась в 1992 г., если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии на них специального штампа "apostille" (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которыми снабжен этот документ.
Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции 1961 года, если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Официальные документы и акты, исходящие из стран Содружества Независимых Государств, принимаются к рассмотрению без специального удостоверения, если такие документы и акты изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции, по установленной форме и скреплены гербовой печатью (Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная Российской Федерацией в 1993 г.).

III. Порядок рассмотрения заявлений

8. Заявление о государственной регистрации и учредительные документы религиозных организаций представляются в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган учредителем (учредителями) религиозной организации или специально уполномоченными лицами непосредственно либо направляются почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.
9. Поступающие на государственную регистрацию документы религиозных организаций учитываются в установленном порядке и передаются исполнителю. Датой представления учредительных документов является дата их поступления в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы, а также дата регистрации при поступлении, если документы получены по почте.
10. В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Закона в случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных законом, Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).
11. Согласно пункту 8 статьи 11 Закона заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех необходимых документов. В иных случаях Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, порядок проведения которой утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.1998 N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст. 2560).
12. По результатам рассмотрения заявления Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы принимают решение о государственной регистрации религиозной организации либо об отказе в государственной регистрации.
13. Решение о государственной регистрации религиозной организации оформляется в виде заключения и объявляется распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации либо решением уполномоченного должностного лица Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа.
14. Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы после принятия решения о государственной регистрации юридического лица (религиозной организации) представляют в территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам один экземпляр документов, предусмотренных статьями 12, 14, 17, 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", для внесения записи в государственный реестр с сопроводительным письмом по форме согласно приложению N 1 к Положению "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 442.
15. На основании решения о государственной регистрации религиозной организации присваивается номер ведомственного реестра, ведущегося Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальными органами.
После получения документов от уполномоченного органа о внесении записи о религиозной организации в Единый государственный реестр юридических лиц Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы выдают свидетельство установленного образца о государственной регистрации юридического лица - религиозной организации.
16. В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается.
В случае отказа документы, представленные на государственную регистрацию, возвращаются религиозной организации на основании заявления. При этом в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе остаются копии всех документов, имевшихся в деле на момент отказа в государственной регистрации.
Возврат уплаченной за государственную регистрацию государственной пошлины производится в порядке, установленном пунктом 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 31.12.1995 N 226-ФЗ "О государственной пошлине" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 19).
17. Отказ Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
18. Изменения и дополнения, внесенные в устав религиозной организации, подлежат государственной регистрации, которая производится в том же порядке, что и для государственной регистрации религиозных организаций.
19. В случаях государственной регистрации изменений и дополнений в уставе религиозной организации выдается новое свидетельство о государственной регистрации с прежними номерами ведомственного реестра Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа и основного государственного регистрационного номера. Ранее выданное свидетельство о государственной регистрации и устав аннулируются и подлежат возвращению в орган, принявший решение о государственной регистрации юридического лица.
20. Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от религиозной организации сообщают об этом в территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
21. Согласно пункту 9 статьи 8 Закона религиозная организация обязана ежегодно информировать Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы о продолжении своей деятельности.
Указанные сведения о местных религиозных организациях могут представляться в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы соответствующей централизованной религиозной организацией в установленном законом порядке.

IV. Отмена акта о государственной регистрации
религиозной организации

22. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона религиозная организация может быть ликвидирована:
- по решению учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;
- по решению суда в случаях, установленных законом.
23. При ликвидации религиозной организации Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган издает распоряжение об исключении религиозной организации из Единого государственного реестра юридических лиц и направляет соответствующие сведения и документы в уполномоченный регистрирующий орган для внесения записи о ликвидации в качестве юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц.

V. Рассмотрение заявлений о выдаче
дубликатов документов

24. В случае утраты подлинников свидетельства о государственной регистрации религиозной организации с подтверждением факта внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или устава религиозной организации орган, принимающий решение о государственной регистрации, может выдать их дубликат.
25. Для выдачи дубликатов свидетельства о государственной регистрации религиозной организации и (или) устава религиозной организации в орган, принимающий решение о государственной регистрации, подаются следующие документы:
- заявление, подписанное руководителем религиозной организации;
- решение руководящего органа религиозной организации по факту утраты подлинников документов;
- материалы проверки, акты, справки и другие документы, подтверждающие факт утраты подлинников указанных документов.
26. Заявление о выдаче дубликатов свидетельства о государственной регистрации религиозной организации и устава рассматриваются органом, принимающим решение о государственной регистрации, в месячный срок. При необходимости проводится проверка достоверности факта их утраты.
По результатам рассмотрения заявления составляется соответствующее заключение.
27. По заявлению могут быть приняты решения о выдаче дубликатов документов либо об отказе в их выдаче. Решение о выдаче дубликатов документов объявляется распоряжением органа, принимающего решение о государственной регистрации, либо решением уполномоченного лица Министерства юстиции Российской Федерации или уполномоченного лица территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации.
В случае отказа в выдаче дубликатов документов заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием оснований отказа.
28. При оформлении дубликатов регистрационных документов на их лицевой стороне делается отметка "Дубликат". Копия выданного дубликата документа, а также материалы, послужившие основанием для его выдачи, приобщаются к делу религиозной организации.

VI. Оформление и хранение материалов
о государственной регистрации религиозных организаций

29. Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют ведение ведомственного реестра религиозных организаций для обеспечения выполнения функций, возложенных на них действующим законодательством.
30. В ведомственные реестровые дела приобщается вся переписка по данной религиозной организации, справки о проверке ее уставной деятельности, ежегодная информация о продолжении ее деятельности и другие материалы, касающиеся этой религиозной организации.
Листы регистрационного дела пронумеровываются, скрепляются и приобщаются в дело с внутренней описью находящихся в нем документов.
31. Ведомственные дела хранятся в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе и являются документами постоянного хранения.

"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, принимается органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

(см. текст в предыдущей редакции)

заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

Документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации;

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

заявление о регистрации;

список учредителей религиозной организации;

устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

(см. текст в предыдущей редакции)

нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

(см. текст в предыдущей редакции)

соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

(см. текст в предыдущей редакции)

документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

В случае, если учредителем (учредителями) не представлен документ о государственной регистрации учредителя (учредителей), территориальный орган федерального органа государственной регистрации самостоятельно запрашивает указанные сведения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).

1.1. Настоящий документ определяет политику Общества с ограниченной ответственностью « » (далее – Компания) в отношении обработки персональных данных.

1.2 Настоящая Политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

1.4. Политика неукоснительно исполняется сотрудниками Компании.

  1. Определения

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

  1. Принципы и условия обработки персональных данных

3.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе следующих принципов:

1) Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе;

2) Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

4) Обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

6) При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к заявленным целям их обработки.

7) Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.

3.2. Компания осуществляет обработку персональных данных только в следующих случаях:

  • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  • обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
  • обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
  • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
  • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

3.4. Компания вправе поручить обработку персональных данных граждан третьим лицам, на основании заключаемого с этими лицами договора.
Лица, осуществляющие обработку персональных данных по поручению ООО Юридическая компания «Старт», обязуются соблюдать принципы и правила обработки и защиты персональных данных, предусмотренные Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». Для каждого лица определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться юридическим лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели обработки, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных.

3.5. В случае если Компания поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Компания. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, несет ответственность перед Компанией.

3.6. Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, Компанией не осуществляется.

3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.

  1. Субъекты персональных данных

4.1. Компания обрабатывает персональные данные следующих лиц:

  • работников Компании, а также субъектов, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;
  • кандидатов на замещение вакантных должностей в Компании;
  • клиентов ООО Юридическая компания «Старт»;
  • пользователей сайта ООО Юридическая компания «Старт»;

4.2. В некоторых случаях Компанией также может осуществляться обработка персональных данных уполномоченных на основании доверенности представителей вышеперечисленных субъектов персональных данных.

  1. Права субъектов персональных данных

5.1.Субъект персональных данных, данные которого обрабатываются Компанией вправе:

5.1.1. Получать от Компании в предусмотренные Законом сроки следующие сведения:

  • подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
  • о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
  • о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
  • о наименовании и местонахождении Компании;
  • о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
  • перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
  • о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
  • наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

5.1.2. Требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

5.1.3. Отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

5.1.4. Требовать устранения неправомерных действий Компании в отношении его персональных данных.

5.1.5. Обжаловать действия или бездействие Компании в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или в судебном порядке в случае, если гражданин считает, что ООО Юридическая компания «Старт» осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы.

5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.

  1. Обязанности Компании

6.1. В соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» Компания обязана:

  • Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
  • По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
  • Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
  • Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных.

Исключение составляют следующие случаи:

Субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

Персональные данные получены Компанией на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект.

Персональные данные получены из общедоступного источника;

Предоставление субъекту персональных данных сведений, содержащихся в Уведомлении об обработке персональных данных нарушает права и законные интересы третьих лиц.

6.2. В случае достижения цели обработки персональных данных Компания обязана незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между Компанией и субъектом персональных данных либо если Компания не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных №152-ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.

6.4. В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке Компания обязана немедленно прекратить обработку персональных данных.

6.5. Компания обязана осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6.7. Компания обязана разъяснять субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с Федеральным законом.

6.8. Уведомлять субъекта персональных данных или его представителя о всех изменениях, касающихся соответствующего субъекта персональных данных.

  1. Сведения о реализуемых мерах защиты персональных данных

7.1. При обработке персональных данных Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

7.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
  • применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
  • оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
  • оценкой вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых мер, направленных на обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

© 2024
tm-zhukov.ru - Бизнес портал - Zhukov