Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977
Начальник конструкторско-технологического отдела
Должностные обязанности. Организует технологическое и конструкторское обеспечение ремонтных работ, соответствующее техническим заданиям и требованиям нормативных документов. Руководит разработкой технологических карт на технологические процессы, связанные с применением сварки. Возглавляет работы по созданию конструкторской документации на средства технического оснащения ремонта и разработке предложений по повышению надежности систем и оборудования атомной станции (АС). Обеспечивает проведение необходимых технических расчетов и технико-экономического анализа эффективности проектируемых средств, разработку инструкций по эксплуатации проектируемых средств, пояснительных записок, паспортов, программ испытаний, технических условий, пересмотр ранее разработанной конструкторской и другой технической документации. Принимает участие в разработке предложений по выбору способов ремонта оборудования, реконструкции, техническому перевооружению АС, повышению эффективности ремонтных работ. Согласовывает разрабатываемые проекты с подразделениями АС, представителями заказчиков и органами надзора. Организует работу по заключению договоров со специализированными организациями на разработку конструкторской и технологической документации на проведение сложных ремонтных работ, проектирование специальной оснастки и приспособлений для ее изготовления. Принимает участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию разработанных конструкций. Осуществляет контроль соблюдения технологической дисциплины и нормативных требований формирования и ведения банка данных по ремонту оборудования и систем АС; Содействует развитию изобретательства и рационализации в процессе разработки конструкторско-технологической документации. Обеспечивает подготовку и поддержание квалификации работников конструкторско-технологического отдела. Участвует в работе по проведению аттестации рабочих мест. Руководит работниками конструкторско-технологического отдела.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по вопросам конструкторского и технологического обеспечения ремонта оборудования и систем АС; перспективы развития АС; назначение, устройство и правила эксплуатации основного технологического оборудования АС; организацию и технологию производства ремонта оборудования и систем АС, зданий и сооружений, электростанций и сетей; номенклатуру запасных частей, материалов, оборудования, технологической оснастки, применяемых при ремонте, нормы их расхода; стандарты и технические условия, действующие в отрасли и на АС; стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой технической документации; основные требования научной организации труда при проектировании и конструировании; порядок заключения договоров со сторонними организациями; методы проведения технических расчетов при конструировании и проектировании; системы ремонтов и технологию их проведения; требования к организации работы с персоналом на АС; передовой отечественный и зарубежный опыт технологического и конструкторского обеспечения ремонтных работ; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды и радиационной безопасности; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника" и стаж работы на АС по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет.
На первом этапе необходимо добиться того, чтобы вся конструкторская документация готовилась ЭВМ, в исключительных случаях, машинописным способом. При реализации данного предложения необходимо оснастить КТО персональными компьютерами для входного контроля конструкторской документации, а также техническими и программными средствами для перевода машинописных документов в электронную форму.
Далее КТО готовит необходимое число копий КД на магнитных носителях. Порядок работы с ними такой же, как и при существующем положении. Первой операцией на ЭВМ с вновь поступившим носителем является проверка на отсутствие вируса. При наличии текстовой КД на магнитном носителе отпадают работы по ее вводу в ЭВМ с удаленного терминала. К серверу в качестве удаленных терминалов подключаются персональные компьютеры, и осуществляется обмен данными между APM и сервером, что выводит работу АСУП на новый качественный уровень, но требует определенной доработки существующего программного обеспечения.
Существенно изменяется и форма работы и сроки ее выполнения конструкторско-технологическим отделом. В случае приобретения цифровых копировально-множительных машин, включенных в локальную сеть, работник может сформировать заказ работы на необходимую машину, указав число копий, односторонние копии или двухсторонние, перевод формата А3 в А4 или А4 в А5, необходимость брошюровки и т.п., а также переслать его на исполнение по электронной почте.
Однако работа с электронной формой документации требует строгой регламентации всех этапов переработки информации, создания полной и достаточной системы этикеток и контрольных бирок, которая будет совершенствоваться по мере приобретения профессиональных навыков работы на ПК сотрудниками КТО.
Переход на обращение КД в электронной форме повлечет за собой и переход к централизованному учету технологической документации и подготовке ее в форме электронных документов, что является одним из обязательных условий выполнения работ по сертификации производства.
Вторым этапом работ будет создание архивов условно-постоянной нормативно-технической информации (стандартов предприятия, отраслевых стандартов, производственных инструкций, положений и прочих нормативно-технических документов) и программной документации.
Создание архива электронной конструкторско-технологической документации послужит основой и катализатором при проведении работ по созданию соответствующих архивов электронной планово-экономической и административной документации с выходом на создание общей системы электронного документооборота.
«Конструкторско-технологический отдел - важное подразделение предприятия MOON»
На сегодняшний день предприятие MOON выпускает мягкую мебель в разных комплектациях, предлагая российскому потребителю не только высокое качество, но и авторские, эксклюзивные дизайны.
Производство мебели на предприятии начинается с работы конструкторско-технологического отдела. Это настоящий остров исследований и разработок. Именно здесь рождаются новые модели. Сотрудники конструкторского бюро тщательно продумывают каждую деталь: будь то каркас, обивка или набивочные материалы. Экокожа или велюр, независимый пружинный блок или металлокаркас с пружинной змейкой, системы трансформации, виды ППУ, количество расходных материалов - эти и многие другие вопросы решаются специалистами на стадии проектирования модели. Затем вся информация о будущем изделии систематизируется и составляется полная техническая документация, необходимая для точного изготовления мебели. Сегодня ведущий дизайнер предприятия вместе с конструкторско-технологическим отделом предприятия MOON ведет работу над новыми проектами, отражающими современные мировые тенденции. Эталон производства мебели на предприятии - это совокупность европейских стандартов качества, эргономичности, комфорта и актуального современного дизайна.
Вот что рассказывает конструктор отдела:
“Работа отдела заключается в том, чтобы то изделие, которое разработает дизайнер, представить в виде трехмерной модели и впоследствии подготовить его для производства. Создаются спецификации, в которых указываются размеры и количество необходимых для изделия деталей, выполняются сборочные чертежи, указываются особенности технологического процесса для изготовления деталей, при необходимости прилагаются схемы и другая важная информация. Четкая и профессиональная работа конструкторско-технологического отдела - это основа успешной работы всего предприятия!"
Если у Вас есть желание работать и профессионально развиваться вместе с предприятием MOON, приходите к нам на собеседование с пн по пт в 15-00 по адресу: МО, г.Ногинск, ул. Индустриальная, дом 38А.
Рассмотрим организацию процесса управления конструкторско-технологическим отделом самолетостроительного завода на примере решения трех проблем.
Проблема 1 .Министерство обороны дало согласие на заключение контракта в размере 600тыс. долл., что позволило бы фирме провести в течение шестнадцати месяцев исследование по использованию бериллия в качестве конструктивного материала (бериллий –легкий, гибкий и очень дорогостоящий металл). Вслед за этим отдел контрактов фирмы поставил в известность отдел испытаний материалов о том, что проведение исследований утверждено.
Отдел испытаний, получив устное согласие на покупку бериллия у директора технологического отделения, заказал у сторонней фирмы деталь, выполненную из этого металла. Поскольку отдел испытаний должен был провести это исследование, в его адрес направили официальное уведомление. Однако отдел контроля веса и нагрузок изделия, также участвующий в проведении исследования, не был официально извещен о том, что испытания утверждены.
Неизвестно, было ли определено, в чем должен состоять конечный результат исследований, но исходя из просьбы министерства обороны сообщить стоимость контракта, можно было полагать, что заказчик надеялся на заметное улучшение эксплуатационных свойств конструкций за счет применения в ней бериллия. Цель исследования (проблема) состояла в отыскании эффективного метода определения прочностных, весовых и нагрузочных характеристик конструкций из бериллия. Можно также предположить, что начальник отдела выполнил этапы выявления проблемы и ее исследования, хотя и в данном случае отсутствуют указания, свидетельствующие, что они выполнены как самостоятельные этапы или что проведено полное, соответствующее поставленной цели исследование. Однако точно известно, что поиск альтернатив решения не выполнялся.
Позже выяснилось, что решение о закупке бериллия для экспериментальной проверки характеристик конструкции, возможно, было ошибкой, поскольку существовали другие решения, достаточно хорошо соответствующие всем условиям контракта. Например, вследствие высокого значения отношения затрат на проведение исследования к эффективности их результатов был бы оправдан аналитический расчет характеристик конструкции из бериллия. Другой приемлемой альтернативой (хотя при этом потребовалось бы закупить бериллий для проведения испытаний) могло бы быть некоторое разумное сочетание теоретических и экспериментальных исследований. Во всяком случае, для единственного рассмотренного решения расчет отдачи проведен не был.
В итоге закупки материала и его испытания поглотили большую часть 600тыс. долл., так что компания вынуждена была открыть дополнительное финансирование расходов на подготовку, сбор и обработку данных экспериментов. То обстоятельство, что сама фирма была заинтересована в улучшении технологии, отчасти снижает последствия перерасхода.
Подготовка к реализации решения была завершена почти одновременно с утверждением разрешения на закупку деталей из бериллия. Тогда же начальник отдела дал указание ведущему инженеру сообщить в письменной форме, какова потребность в испытательном оборудовании и датчиках, которые должны крепиться на бериллиевых образцах. На уровне руководителя проекта имелось подобие процедуры уточнения, хотя руководитель отдела веса и нагрузок все же не согласился с этим решением. График реализации решения подготовил начальник планового отдела, после того как был подписан контракт. Однако график был составлен в очень расплывчатых терминах и его не пересмотрели в связи с закупкой бериллия. Руководство исполнением решения (9-й этап) осуществлялось начальником отдела, но это уже не имело значения, так как имелось единственное решение. Использование этапов выработки решения в случае этой проблемы показано в табл. 15.2.
ТАБЛИЦА 15.2
Примечания: * – этап не был выполнен, ? – сведения отсутствуют.
В верхней строке таблицы показана предлагаемая последовательность этапов решения проблемы, в нижней –приведена последовательность, имевшая место в действительности. Заметим, что 5-й этап –выбор (в этом случае отсутствовали альтернативы) выполнен вместо 2-го этапа. Утверждение, подготовка к реализации и проверка проведены отчасти случайно после того, как решение было выбрано. Выявление проблемы и ее анализ (2-й и 3-й этапы) проведены только после проверки, обнаружившей перерасход средств. 4-й этап (поиск альтернатив решений) не выполнялся.
Проблема 2 .Вторая проблема выявилась на одном из еженедельных совещаний группы по внесению изменений в контракты компании, на котором рассматривался вопрос о необходимости внесения модификаций в изделие. Представитель группы исследования операций заявил, что несколько начальников эскадрилий информировали его о том, что самолет, проектируемый фирмой, сможет больше удовлетворять требованиям, если будет нести больший объем горючего при выполнении дальних полетов. Поэтому было решено установить в крыльях два дополнительных бака с горючим емкостью по 300галлонов каждый. Конструкторская группа в результате месячного анализа подготовила предложения о необходимых конструктивно-технологических изменениях и направила их представителям военно-воздушных сил.
Решение о дополнительной установке в самолете двух наружных баков для горючего было принято следующим образом. После обсуждения цели создания дополнительных топливных емкостей члены правления дали согласие провести анализ по выяснению возможности установки дополнительных емкостей, так как они были уверены, что военно-воздушные силы благосклонно отнесутся к этому изменению конструкции. Затем председатель бюро по изменению контрактов попросил начальников отделов веса и нагрузок проанализировать это предложение и дать свои рекомендации. На основе указания оба отдела приступили к выполнению детального анализа, однако при этом не была произведена оценка альтернатив решений (например, можно ли ограничиться одним баком, расположенным в фюзеляже, или какие преимущества дает использование сбрасываемых баков).
После завершения анализа конструкторская группа попыталась получить одобрение подготовленных технических изменений до рассмотрения результатов своих исследований и рекомендаций. Однако начальник отдела прочности отказался утвердить предложенные изменения, так как их не согласовали с ним и не уточнили. Его отдел не был извещен о проблеме и узнал о ней только после того, как проблема была решена.
Поэтому расчеты прочностных характеристик крыла провел отдел нагрузок (хотя они должны были быть выполнены отделом прочности) и пришел к выводу, что проблемы прочности не существует. После того как отдел прочности получил эти расчеты на прочность, он обнаружил серьезные ошибки, которые привели к необходимости провести повторный анализ веса отделами нагрузки и веса.
ТАБЛИЦА 15.3
Примечания: * – этап не выполнен, + – этап утвержден, но не подписан.
Министерство обороны не утвердило установку дополнительного наружного бака для горючего, однако его благоприятное решение было бы более вероятно, если бы были предложены альтернативы (размещение баков в фюзеляже). В табл. 15.3показаны выполненные этапы (и их последовательность) при решении проблемы об увеличении запаса топлива самолета. (Этапы подготовки, управления применением и проверки эффективности опущены, так как министерство обороны не приняло подготовленных предложений.)
Заметим, что этапы 1-, 2-и 3-й были выполнены в нужной последовательности, а этап 4-й (построение альтернатив решений) был снова опущен. Затем была сделана попытка добиться утверждения, но в результате того, что не были своевременно уточнены прочностные характеристики, возникла необходимость повторного выполнения 3-, 5-, 6-и 7-го этапов для подготовки исходных данных отделу прочности.
Проблема 3. Эта проблема возникла после того, как группа контроля качества участка окончательной сборки производственного отдела обнаружила, что консоли крыла часто имеют изгибы в вертикальной плоскости. Группа контроля качества подготовила записку, в которой эта проблема и была предложена вниманию начальника отдела прочности. Начальник отдела передал ее своему подчиненному –руководителю группы проектов. Этот руководитель попросил в устной форме отдел веса оказать ему помощь в определении влияния монтажа дополнительных крепящих консолей для предотвращения вертикального изгиба (предварительное предложение об увеличении толщины консолей крыла было отклонено отделом прочности до получения результатов консультации с отделом веса). Впоследствии отделу веса потребовалось несколько недель для подготовки необходимой информации для отдела прочности.
Наконец, после получения требуемой информации инженер отдела прочности завершил анализ и представил полученные им данные в форме технического проекта своему непосредственному руководителю –начальнику отдела, который их и одобрил (хотя при этом начальник отдела веса не провел необходимого уточнения). Вслед за этим в бюджетную группу фирмы был направлен технический доклад для расчета необходимых нормативов времени и средств, и после того, как эта работа была выполнена, решение об утверждении сообщили по телефону группе бюджета и начальнику отдела прочности. Начальник этого отдела дал указание своим сотрудникам внести необходимые изменения в техническую документацию для крепления консолей. Неизвестно, был ли в дальнейшем в этом отделе пройден этап управления применением решения, но никакой официальной проверки эффективности решения (10-й этап) проведено не было.
Вопросы к примеру Г.
1. Как следует действовать подразделению управления в том случае, когда проблема должна решаться более чем одним подразделением?
2. Возникла ли у Вас большая ясность о процессе выработки решений после знакомства с тремя проблемами, описанными в рассмотренном примере?
3. Будет ли требовать отдел исследований и разработок введения системы выработки решений, отличной от той, которая применяется в отделе сбыта или в производственном отделе? Объясните.
4. Потребуется ли система совместной выработки решений при заключении контрактов между министерством обороны и основными подрядчиками? Объясните.
5. Какую бы Вы могли предложить процедуру проверки эффективности решений для конструкторского отдела?
Должностные обязанности мастера
Должностные обязанности любого мастера на предприятии включают в себя следующие пункты:
- - Проведение рабочего инструктажа бригаде перед началом смены;
- - Контроль за работой и трудовой дисциплиной смены;
- - Обеспечение равномерной нагрузки всех подчиненных;
- - Обеспечение рабочего работой и вспомогательным инструментом;
- - Поддержание связи с тех. Бюро и начальством цеха;
- - Проведение планового и внепланового инструктажа;
- - Проведение контрольных мероприятий вместе с работниками ТК;
Структура конструкторско-технологического подразделения
Станочное отделение цеха №28 обслуживается персоналом в двух сменном режиме. Каждой из смен руководят два старших мастера, у которого в подчинении находятся мастер, бригада контролеров, нормировщиков, и станочников.
Отделение обеспечивает:
- - обработку резанием;
- - Контроль деталей после обработки резанием;
Виды конструкторской и технологической документации
В зависимости от выполняемой работы, в подразделениях предприятия используются разные виды конструкторской и технологической документации.
Документы различают также в зависимости от способа их выполнения и характера использования.
Рис. 5.
Практика работы промышленности определила следующую классификацию технологических документов, оформляющих технологические процессы: маршрутно-технологическая ведомость, маршрутно-технологическая карта, операционно-технологическая карта, инструкционная карта, документы процесса сборки.
Маршрутно-технологическая ведомость - предназначена для укрупненного оформления технологического процесса на изготовление устройств и узлов, входящих в сложные устройства. Операции не детализируют. Эта ведомость может найти широкое применение при производстве опытных изделий или в единичном типе производства.
Маршрутно-технологическая карта - предназначена для оформления технологического процесса полного изготовления детали. Карта позволяет излагать технологический процесс разной степенью детализации, вплоть до переходов. Аналогична по смыслу и содержанию сборочная карта, позволяющая оформить полный процесс сборки узла, группы или машин, аппаратов.
Операционно-технологическая карта - позволяет подробно отразить операцию в порядке последовательности выполнения ее составных частей, с указанием режима работы и условий. Карта применяется в массовом и крупносерийном производстве, а также во всех типах производства для сложных, ответственных и трудоемких операций.
Инструкционная карта включает в себя, кроме всех данных, предусмотренных операционной картой, способы крепления и измерения детали и положение инструмента. Карта располагает данными, которыми надо руководствоваться при наладочных и настроечных работах.
В станочном отделении цеха №28 фигурируют следующие виды нормативной документации:
- - Приказы и распоряжения начальника цеха и заводоуправления;
- - Рапорты на принятие работы;
- - Рапорты на брак;
- - Бланк заказов;
- - Паспорта на металл;