07.03.2024

Центры производства бронетанковой промышленности. География и факторы размещения отраслей впк


Особое место в отрасли занимает военное машиностроение, производящее вооружения и военную технику. Кроме , характерных для других производств, для него важное значение имеет военно- стратегический фактор — удаленность от государственных , размещение важнейших предприятий в «закрытых» городах, куда ограничен доступ иностранцев и посторонних людей. Наибольшей концентрацией предприятий военного машиностроения отличаются регионы Урала (Свердловская и Пермская области, Республика Удмуртия). Основные подотрасли следующие.

Производство ядерного оружия

Производство ядерного оружия, включающее добычу урановой руды и изготовление уранового концентрата, обогащение урана, производство тепловыделяющих элементов для АЭС (ТВЭЛ) и оружейного плутония, сборку ядерных боеприпасов и утилизацию ядерных отходов. Основные предприятия находятся в «закрытых» городах, само существование которых до середины 1990-х годов было засекреченным. Главными центрами разработки ядерного оружия являются Саров (Арзамас-16) в Нижегородской области и Снежинск (Челябинск-70), в которых расположены научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации. Сборка (в настоящее время демонтаж — в соответствии с международными договорами) ядерных боеприпасов осуществляется в Сарове, Заречном (Пенза-19), Лесном (Свердловск-45), Трехгорном (Златоуст-16). Утилизация ядерных отходов (захоронение в горных породах) происходит в Снежинске и Железногорске (Красноярск-26).

Ракетно-космическая промышленность отличается высокой наукоемкостыо и технической сложностью продукции . Ведущие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро подотрасли находятся в Москве и Московской области (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Крупнейшие серийные производства ракет и космических аппаратов расположены в Воронеже, Самаре, Златоусте (Челябинская область), Воткипске (Республика Удмуртия), Омске, Красноярске, Железногорске (Красноярский край).

Авиационная промышленность

Авиационная промышленность производит самолеты, вертолеты и авиационные двигатели . Предприятия располагаются в основном в крупных городах, имеющих хорошие возможности для кооперирования и значительные квалифицированные трудовые ресурсы. Высока концентрация центров самолетостроения в Поволжском районе — это Казань, Ульяновск, Самара, Саратов. На территории Центральной России самолеты производят в Москве, Смоленске, Нижнем Новгороде, Воронеже. В азиатской части страны самолеты выпускают в Новосибирске, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре. В городе Таганроге Ростовской области размещаются разработка и производство гидросамолетов. Вертолетостроительные заводы находятся в Москве, Люберцах (Московская область), Казани, Ростове-на-Дону, Кумертау (Республика Башкортостан), Улан-Удэ, Арсеньеве (Приморский край). Важнейшие заводы по производству авиационных двигателей расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Уфе, Рыбинске (Ярославская область).

Заводы военного судостроения

Заводы военного судостроения расположены в тех же городах, что и гражданское судостроение. Главным центром является Санкт-Петербург, в котором на многочисленных предприятиях производились суда различных типов — от катеров и сторожевых кораблей до ракетных крейсеров и атомных подводных лодок. В настоящее время российские атомные подводные лодки выпускают только в городе Северодвинске Архангельской области. Утилизация отслуживших атомных подлодок происходит в городах Большой Камень (Приморский край) и Снежногорск (Мурманская область). Военные суда производят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Зеленодольске (Республика Татарстан), Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край).

Бронетанковая промышленность является наиболее металлоемкой подотраслью военного машиностроения. Поэтому главные предприятия расположены вблизи металлургических заводов. Танки производят в Омске и Нижнем Тагиле (Свердловская область), бронетранспортеры выпускают в Арзамасе (Нижегородская область), а боевые машины пехоты — в Кургане.

Производство стрелкового оружия является самой старой подотраслью военного машиностроения. Еще с XVII в. крупным центром производства является Тула. С XIX в. в больших масштабах выпускают оружие в

Ижевске, где делают охотничьи ружья и самый массовый на Земле вид стрелкового оружия — автомат Калашникова. Важными центрами производства являются Ковров (Владимирская область) и Вятские Поляны (Кировская область).

Производство артиллерийских систем со времен сконцентрировано па Урале. Главные центры подотрасли — Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Златоуст (Челябинская область). Современные артиллерийские системы выпускают в Туле, Нижнем Новгороде, Ульяновске.

Производство боеприпасов состоит из выпуска взрывчатых веществ (химическая промышленность) и сборки боеприпасов (машиностроение). Предприятия отрасли находятся во многих регионах (Челябинская, Пермская, Кемеровская, Владимирская, Тульская области, Республика Татарстан и др.).

Военный потенциал России изначально воспринимается как весьма впечатляющий. При этом далеко не каждый гражданин РФ может ясно представить структуру оборонной сферы своей страны. К тому же данная информация была доступна не всегда. Поэтому есть все причины, чтобы обратить внимание на структуру ВПК.

Военно-промышленный комплекс России

Касаясь данной темы, изначально стоит отметить, что ВПК можно смело отнести к отрасли, которая оказала более чем ощутимое влияние на развитие экономики на протяжении многих лет существования РФ.

И хотя некоторое время назад такое понятие, как военно-промышленный комплекс России, было несколько размытым, в середине двухтысячных прогресс в этой сфере стал очевиден. Если говорить о ситуации, которая сложилась на данный момент, то стоит озвучить тот факт, что ВПК имеет немало прогрессивных отраслей:

Авиационная промышленность;

Атомная;

Ракетно-космическая;

Выпуск боеприпасов и амуниции;

Военное судостроение и др.

В качестве основных игроков, заслуживающих внимания в рамках действия ВПК, можно определить следующие предприятия:

- "Ростехнологии";

- "Рособоронэкспорт";

ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" и др.

Как выглядит структура военной отрасли

В рамках данной темы нужно изначально осветить следующую информацию: во время активных 90-х волна приватизации не обошла стороной предприятия военно-промышленного комплекса России.Поэтому, если сейчас проанализировать структуру собственности ВПК РФ, то можно будет без труда заметить, что большую ее часть составляют акционерные общества. Если говорить более конкретно, то таких АО во всем ВПК - 57%. При этом доля государства отсутствует в 28,2% подобных предприятий.

Можно обратиться и к другим данным, которые предоставила Счетная палата. Согласно данной информации, в рамках авиационной промышленности функционирует приблизительно 230 предприятий. Но лишь 7 из них принадлежат государству (речь идет о контрольном пакете акций).

В качестве одной из ключевых особенностей российских предприятий можно обозначить их подведомственность в различных формах федеральным организациям. На данный момент структура военно-промышленного комплекса России включает 5 государственных агентств, которые курируют оборонные отрасли и находятся в :

РАСУ. Действует в сфере средств связи и радиопромышленности.

- "Россудостроение". Отвечает за курирование судостроительного производства.

РАКА. Контролирует процессы в рамках ракетно-космической и авиационной промышленности.

РАВ. В этом случае речь идет о промышленности вооружений.

- "Росбоеприпасы". Это агентство специализируется на работе с промышленностью спецхимии и боеприпасов.

Ключевые элементы ВПК

Если рассматривать особенности военно-промышленного комплекса России, то нельзя обойти вниманием виды организаций, которые входят в его состав:

Конструкторские бюро, которые ориентированы на работу с опытными образцами (прототипами) оружия.

Организации научно-исследовательского профиля. Их основной задачей являются теоретические разработки.

Производственные предприятия. В этом случае ресурсы используются для массового выпуска оружия.

Полигоны, а также испытательные лаборатории. Здесь есть смысл говорить о нескольких важных задачах. Это так называемая доводка опытных образцов в условиях реальной эксплуатации, а также испытание оружия, которое только сошло с производственного конвейера.

Для того чтобы обрисовать полную картину функционирования ВПК и обозначить все грани, которые имеет военно-промышленный комплекс России, нужно уделить внимание тому факту, что предприятия, которые являются частью оборонного сектора, выпускают и продукцию, имеющую гражданское назначение.

Теперь стоит более внимательно рассмотреть отрасли ВПК

Ядерно-оружейный комплекс

Развитие военно-промышленного трудно представить без этого направления. Оно включает несколько стратегически важных сфер производства.

Прежде всего, это и последующее изготовление концентрата из этого сырья. Следующим важным этапом является разделение урановых изотопов (процесс обогащения). Эту задачу выполняют на предприятиях, которые расположены в таких городах, как Ангарск, Новоуральск, Зеленогорск и Северск.

Справедливости ради стоит отметить, что именно в России находится 45% всех мощностей, которые сосредоточены на При этом важно обратить внимание на то, что производство ядерного вооружения сокращается и описанные выше отрасли делают акцент на западных заказчиках.

Еще одной задачей данного комплекса ВПК является как наработка, так и выделение Его запасов, сосредоточенных в РФ, хватит еще на много лет.

Предприятия, действующие в рамках ядерно-оружейного комплекса, занимаются также изготовлением тепловыделяющих элементов, которые необходимы для работы атомных реакторов, сборкой ядерных боеприпасов и утилизацией радиоактивных отходов.

Ракетно-космическая промышленность

Её по праву можно назвать одной из наиболее наукоемких. Чего стоит одна только МБР (межконтинентальная баллистическая ракета), для полноценной работы которой необходимо приблизительно 300 тысяч различных систем, приборов и деталей. А если говорить о крупном космическом комплексе, то эта цифра увеличивается до 10 млн.

Именно по этой причине в данной отрасли сосредоточено больше всего ученых, инженеров и конструкторов.

Авиационная промышленность

Изучая военно-промышленный комплекс России, отрасли и направления этой сферы, авиации необходимо уделить внимание в любом случае. Здесь актуально говорить о крупных промышленных центрах, поскольку для сборки изделий нужны головные предприятия. Другие просто не обладают необходимой технической базой для организации требуемых в целях быстрого и качественного производства процессов.

При этом всегда должны соблюдаться два ключевых условия: наличие квалифицированных специалистов и хорошо организованное транспортное сообщение. Военно-промышленный комплекс России и конкретно сфера авиации находятся в состоянии постоянного развития, что позволяет РФ выступать в роли крупного экспортера вооружения, в том числе авиации.

Артиллерийско-стрелковое оружие

Это также важная отрасль. ВПК РФ вряд ли получится представить без знаменитого автомата Калашникова. Это самый массовый вид стрелкового оружия, который выпускается на данный момент в России.

Более того, за пределами СНГ его взяли на вооружение 55 государств. Что касается артиллерийских систем, то центры их производства находятся в таких городах, как Пермь, Екатеринбург и Нижний Новгород.

Бронетанковая промышленность

Если обратить внимание на центры военно-промышленного комплекса России, то после несложной аналитики можно будет сделать очевидный вывод: данное направление оборонной индустрии можно определить, как одно из самых развитых.

Непосредственно сами танки выпускают в Омске и Нижнем Тагиле. Заводы, расположенные в Челябинске и Санкт-Петербурге, находятся на стадии перепрофилирования. Что касается бронетранспортеров, то их производством занимаются предприятия в Кургане и Арзамасе.

Военное судостроение

Без него военно-промышленный комплекс России нельзя считать полноценным.

При этом наиболее крупным производственным центром в рамках этого направления является Санкт-Петербург. В пределах этого города расположено до 40 предприятий, имеющих отношение к судостроению.

Касаясь темы атомных подводных лодок, необходимо обратить внимание на тот факт, что на данный момент их производство осуществляется лишь в Северодвинске.

Что стоит знать о конверсии ВПК

В данном случае речь идет об изменении военной промышленности, а если говорить конкретно, то о ее переходе к гражданскому рынку. Объясняется такая стратегия очень просто: производственные мощности, которые существуют на данный момент, способны произвести значительно больше военной продукции, чем того требует фактический спрос. То есть, столько не нужно ни самой России, ни ее нынешним и потенциальным клиентам.

При такой перспективе остается один очевидный маневр: переориентировать часть военных предприятий на выпуск продукции, актуальной в гражданском секторе. Таким образом, сохранятся рабочие места, заводы продолжат свою стабильную работу, а государство получит прибыль. Полная гармония.

Использование военных так сказать, в мирных целях перспективно еще и по той причине, что на таких предприятиях наблюдается значительная концентрация прогрессивных технологий и специалистов, имеющих высокий уровень квалификации.

Используя такую стратегию можно решить хотя бы некоторые проблемы военно-промышленного комплекса России. При этом сохраняется стабильный выпуск наиболее актуальной для армии техники.

Очевидные сложности

На фоне изложенной выше информации несложно сделать вывод, что та же конверсия - это непростая задача. Ее фактически можно отнести к одной из наиболее сложных задач, которые стоят перед ВПК. Здесь простых решений нет по определению. Чтобы в данной сфере наблюдался какой-то прогресс, нужно постоянно прикладывать значительные усилия.

Еще одной проблемой, с которой приходится сталкиваться, - это неясность будущего финансирования предприятий ВПК. Военно-промышленный комплекс Россииможет получить средства от государства только для тех предприятий, которые являются частью какой-либо федеральной программы или относятся к числу казенных производственных мощностей.

Что касается иностранных инвестиций, то причин смело на них рассчитывать пока что нет. При этом в особенно тяжелом положении могут оказаться заводы, имеющие производственные линии, которые уже устарели или же не способны выпускать широкий спектр конкурентоспособной продукции и военной в частности.

Если попытаться оценить экономическое состояние оборонных предприятий в целом, то можно сделать вывод, что оно весьма неоднородно. Суть в том, что есть заводы, продукция которых имеет определенный спрос. При этом существуют и те предприятия, которые находятся в состоянии глубокого производственного кризиса, причем независимо от того факта, принадлежат они государству или нет.

Тем не менее нужно отдавать отчет в том, что правительство фиксирует состояние некоторых составляющих ВПК. Это подтверждает факт утверждения Координационным советом основных направлений развития и стабилизации ситуации.

К тому же в России активно происходит объединение фундаментального и прикладного научного направления в рамках деятельности военных предприятий, что значительно повышает шансы ВПК на успешное развитие и полноценное функционирование. Прилагаются также и грамотно организованные усилия для максимального соответствия продукции, которая выходит с конвейера предприятий военно-промышленного комплекса, инвестиционным ожиданиям российского и заграничного рынка.

Итоги

Очевидно, что при всей непростой ситуации, сложившейся вокруг ВПК шансы на светлое будущее и прогрессивное настоящее однозначно есть. Правительство постоянно работает над тем, что провести необходимые изменения, которые позволят оборонным предприятиям работать предельно эффективно.

Военное судостроение трудно отделить от гражданского, поскольку до последнего времени большинство российских судоверфей работало на оборону. Самым крупным центром судостроения со времен Петра I является Санкт-Петербург, где находится около 40 предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды кораблей.

Атомные подводные лодки ранее выпускались в Нижнем Новгороде, Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время их производство сохраняется лишь в Северодвинске. В стране создана уникальная научно-производственная база подводного кораблестроения. Отечественными конструкторами разработано свыше 300 проектов подводных лодок, из которых более половины реализовано в металле. Россия - лидер мирового экспорта подводных лодок, которые поставлялись флотам 14 стран. Отечественным лодкам принадлежат рекорды скорости хода (до 50 узлов в час) и глубины погружения (до 1 000 метров). Только в России была освоена постройка подводных лодок из титановых сплавов. Первая отечественная АПЛ проекта 627 построена в 1958 году,

Другие центры военного судостроения – ряд городов на реках, где производят небольшие суда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.)

К настоящему времени в составе Объединенной судостроительной корпорации России выделяются региональные субхолдинги:

1. Северный центр судостроения (Северодвинск).

2. Западный центр судостроения (Санкт-Петербург и Калининград).

3. Дальневосточный центр судостроения (Владивосток).

4. Южный центр судостроения (планируется).

В Северодвинске (Архангельская обл.) функционирует четыре предприятия военного и гражданского судостроения («Северное машиностроительное предприятие» - крупнейший мировой центр строительства атомных подводных крейсеров (АПК); центр судоремонта «Звездочка», СПО «Арктика», ОАО «Северный рейд»).

Современные технологии позволяют создавать фрегаты по технологии «стелс» из углепластика: они поглощают или частично проводят через себя радиоволны, и это обеспечивает невидимость от радаров. Такие корабли начали строить на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге.

Бронетанковая промышленность. До революции, несмотря на наличие нескольких оригинальных проектов, танки в России не производились (были построены лишь два опытных экземпляра). На базе отечественных и главным образом иностранных автомобилей Ижорским, Путиловским и Обуховским заводами в ведущем узле машиностроения страны – петроградском – собирались бронеавтомобили. Во время гражданской войны продолжалось производство бронеавтомобилей, в том числе полугусеничных. Первая небольшая серия легких танков была построена на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1920 году. В качестве образца был использован французский трофейный танк. В результате развития концепции первого советского танка на ленинградском заводе "Большевик" (Обуховский завод) в 1927-1931 гг. была выпущена первая крупная серия легких танков МС-1, а в Харькове, ведущем промышленном узле Украины, на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) в 1930 г. организовано производство небольшой серии средних танков Т-24.

В годы Великой Отечественной войны резко расширилась география отечественного танкостроения, особенно на территорию Урала и Поволжья. Нашедшие наиболее широкое применение на войне танки Т-34 производились на заводе "Красное Сормово" в Горьком, а также на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) и в Нижнем Тагиле "Уралвагонзавод". Московский завод имени Орджоникидзе был эвакуирован в Свердловск, Ленинградский Кировский завод – в Челябинск, а Ленинградский завод имени Ворошилова – в Омск и Барнаул. Там и шло основное производство бронетехники.

В послевоенные годы вплоть до конца 80-х гг. продолжалось массовое производство бронетехники. Основными центрами танкостроения оставались Нижний Тагил, Омск, Харьков, Ленинград, Челябинск.

Бронетанковая промышленность была одной из самых развитых отраслей военно-промышленного комплекса СССР. За последний период на заводах бывшего СССР было произведено 100 тысяч танков. Из четырех российских заводов танки сейчас производятся лишь на двух - в Нижнем Тагиле и Омске, а заводы Санкт-Петербурга и Челябинска перепрофилируются. Бронетранспортеры (БТР) выпускают в Арзамасе, а боевые машины пехоты (БМП) – в Кургане.

Для того чтобы попасть на территорию ЗАТО, нужен специальный пропуск. Легче всего его получить тем, у кого в закрытом городе проживают близкие родственники. Пропуск также выдают тем, кто устроился в ЗАТО на работу или нашел себе мужа или жену из местных жителей.

Но, конечно, существуют и обходные пути. В некоторых ЗАТО время от времени проходят культурные и спортивные мероприятия, на которые приглашаются посторонние участники. Самые же отчаянные просто находят дырки в заборе или пробираются в город секретными тропами. Правда, при этом нужно учитывать, что незаконное проникновение на территорию ЗАТО чревато административным наказанием в виде штрафа и немедленным выдворением за забор.

10 закрытых городов России

1. Железногорск (Красноярск-26, Соцгород, Атомград), Красноярский край

Фото: Сергей Филинин

Причина особого статуса: На территории города находится Горно-химический комбинат (ГХК), где производился оружейный плутоний (плутоний-239), а также ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», выпускающее спутники.

В свое время проектировщики Железногорска придерживались концепции максимального невмешательства в природный ландшафт, поэтому с высоты птичьего полета кажется, будто жилые кварталы находятся прямо в лесу. Недалеко в горном массиве находятся уран-графитовые реакторы по производству плутония. Один из них действовал до недавнего времени - он не только производил плутоний, но и снабжал теплом и электричеством жителей города. Расположены реакторы в километровых тоннелях в толще гранитного монолита - на случай ядерной войны. Еще один из тоннелей проложен от ГХК на другой берег Енисея.

В советские времена статус ЗАТО притягивал к городу агентов иностранной разведки, которых, впрочем, бдительные местные жители вычисляли почти сразу. Однако особенно популярна среди них байка не об иностранном агенте, а о своем же земляке: в 1980-е один из работников ГХК изловчился пронести через проходную немного плутония и хранил его дома в обычной стеклянной банке. Позже, когда вора засекли с помощью специальной техники, он говорил, что всего-навсего хотел отравить тещу. В итоге его признали невменяемым и отправили лечиться.

Кстати, в городе есть Парк культуры и отдыха им. Кирова, где работают аттракционы «Солнышко», «Колокольчик», «Орбита» и находится Городское озеро.

2. Зеленогорск (Заозерный-13, Красноярск-45), Красноярский край

Причина особого статуса: На территории города находится ОАО «Производственное объединение «Электрохимический завод», где производят низкообогащенный уран.

Зеленогорск был возведен на реке Кан на месте небольшой деревни Усть-Барга. Жителей деревни, которая фактически была стерта с лица земли, привлекли к строительству города.

В Зеленогорске действует кадетский корпус при центре «Витязь», причем военной подготовке здесь обучают не только мальчиков, но и девочек. На базе центра работает небольшой Музей боевой славы. Также в городе есть Музейно-выставочный центр, расположенный напротив храма преподобного Серафима Саровского.

Основные развлечения зеленогорцев - посиделки на берегу реки Кан и походы в ночной клуб «Город», открывшийся буквально пару месяцев назад. За культурным досугом местные жители предпочитают ездить в Красноярск, несмотря на то что до него более 150 км. Приезжего наверняка удивит тот факт, что Зеленогорск, в отличие от большинства ЗАТО, отнюдь не выглядит как типичный городок из советского времени - тут широкие проспекты, кирпичные многоэтажки, бесчисленные газоны и скверы; никакой серости и уныния. Впрочем, о советском прошлом напоминает вездесущий памятник Ленину.

3. Знаменск (Капустин Яр - 1), Астраханская область

Причина особого статуса: Город является административно-жилым центром военного полигона Капустин Яр.

Военный полигон Капустин Яр, построенный в 1946 году, предназначался для проведения испытаний первых советских боевых баллистических ракет. А вполне миролюбивое свое название он получил от одноименного села, которое впоследствии стало открытым пригородом закрытого Знаменска. Впрочем, на деле последний оказался не таким уж и закрытым: сюда периодически приезжают на экскурсии школьники и студенты из ближайших населенных пунктов. Так что желающим попасть в город можно попробовать собраться в экскурсионную группу и подать соответствующий запрос - не исключено, что особенно настойчивых примут.

Первый начальник полигона Капустин Яр генерал-майор Василий Вознюк, заступивший на службу в 1946 году, до сих пор пользуется у местных жителей уважением, в кабинетах администрации можно увидеть его портреты. Есть его портрет и в местном Музее космонавтики. Именно из Знаменска отправились в полет первые космические собаки, и звали их не Белка и Стрелка, а Дезик и Цыган. Рядом с музеем находится открытая площадка, где представлены образцы военной техники, например, ракетные установки и радары.

4. Город Лесной (Свердловск-45), Свердловская область

Причина особого статуса: На территории города находится ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», предназначенный для сборки и утилизации ядерных боеприпасов, а также для производства изотопов урана.

Строительство значительной части Лесного легло на плечи узников ГУЛАГа: в общей сложности над секретным объектом работали более 20 000 заключенных. Несмотря на то что Совет министров СССР отправлял руководить работами на будущих ЗАТО лучших специалистов, без трагических инцидентов не обходилось. Так, возведение Лесного унесло жизни нескольких десятков человек, которые погибли во время взрывных работ и так и не были должным образом похоронены - их тела находятся в братских могилах.

Город Лесной очень похож на другие закрытые города Росатома: 3-х этажные дома первых лет строительства (начало 50-х годов), солидные «сталинские» здания и пестрые многоэтажки на светлых проспектах, симпатичный сквер им. Гагарина, памятник Ленину. Впрочем, досуг можно разнообразить, ведь Лесной расположен всего в нескольких километрах от соседнего городка Нижняя Тура: одна из его центральных улиц упирается прямо в КПП Города Лесного. В Нижней Туре для приезжих есть, например, исторический и экологический музеи.

5. Мирный, Архангельская область

Причина особого статуса: Является административным и жилым центром космодрома Плесецк.

На том месте, где сейчас стоит город Мирный, во времена царской России проходила так называемая «государева дорога» к Белому морю. По легенде, именно по ней вслед за обозом шел в Москву Михайло Ломоносов. Никакого памятного столба, правда, нет, и все главные достопримечательности Мирного связаны с историей освоения космоса: первый государственный космодром «Плесецк» долгое время был мировым лидером по количеству запусков.

Мирный изобилует монументами и обелисками. В памятник превратили даже камень, с которого началось строительство города. Здесь установлен обелиск «Космос-1000» в честь запуска первого советского навигационного космического аппарата. В 1989 году на орбиту был выведен спутник «Космос-2000» - это событие тоже отмечено памятником, который за сходство с представителями внеземных цивилизаций прозвали «инопланетянином».

Пройти в Мирный можно по секретной тропе, которая начинается у последнего поворота соседнего поселка Плесецк, если добираться до города на маршрутном такси. Правда, стоит уточнить топографию у кого-то из местных, а также быть готовым к тому, что есть риск наткнуться на военный патруль.

6. Новоуральск (Свердловск-44), Свердловская область


Фото: zzaharr

Причина особого статуса: На территории города находится ОАО «Уральский электрохимический комбинат», где производят высокообогащенный уран.

Новоуральск стоит на берегу Верх-Нейвинского пруда, в верховьях реки Нейва. Говорят, что пробраться в город можно и через лес рядом с так называемой белореченской проходной - неподалеку от деревни Белоречка. Однако приезжему легко заблудиться, поэтому стоит подыскать себе проводника.

Окрестности Новоуральска изобилуют природными памятниками. К ним относятся, например, скала Висячий камень и гора Семь братьев. С происхождением последней связано множество легенд: по одной версии, Ермак превратил в каменных истуканов семерых колдунов, которые мешали ему покорять Сибирь; по другой - это все, что осталось от братьев-золотоискателей, которые всю ночь неусыпно охраняли свою добычу от разбойников и под утро обратились в камень. Существует даже такая байка: в советские времена была объявлена облава на старообрядцев, прятавшихся в уральских лесах. Семеро из них в попытке спастись от преследования бежали в горы, где в камень их заковали не какие-то сверхъестественные силы, а обычный страх.

В центре города есть краеведческий музей и театр оперетты, артистов для которого воспитывает в том числе новоуральская музыкальная школа.

7. Озерск (Челябинск-40, Челябинск-65)

Причина особого статуса: На территории города находится ФГУП «Производственное объединение «Маяк», где производят радиоактивные изотопы.

Несмотря на то что в строительство и работу «Маяка» были вложены огромные технические и человеческие ресурсы, без аварий здесь не обходилось. Причем одна из них лишь немногим уступает Чернобыльской трагедии. В результате взрыва, который произошел в хранилище радиоактивных отходов 29 сентября 1957 года, в зоне загрязнения оказалась территория размером около 300 км в длину и 10 км в ширину. Здесь проживало в общей сложности 270 000 человек. Большая часть была переселена, а их имущество и скот уничтожены.

Специалисты, входившие в первую партию работников комбината №817 (так раньше называлось «Производственное объединение «Маяк»), подверглись строжайшему многоступенчатому отбору; более того, после прибытия на секретный объект они в течение нескольких лет были лишены не только встреч с родными, но и права переписки с ними. Сегодня озерчане воспринимают жизнь в ЗАТО не как ограничение, а как привилегию. Поэтому в их отношении к приезжим можно усмотреть некоторую снисходительность.

8. Саров (Шатки-1, Москва-300, Кремлев, Арзамас-75, Арзамас-16), Нижегородская область

Причина особого статуса: На территории города находится Российский федеральный ядерный центр Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ).

Саров - удивительный город: с одной стороны, он является местом создания атомной бомбы, с другой, здесь находится одна из самых почитаемых православных святынь, Саровская пустынь. В 1778 году одним из послушников монастыря, в котором был особенно строгий устав, стал Прохор Исидорович Мошнин, в прошлом - сын богатого купца, в будущем - преподобный Серафим Саровский.

Под Саровской пустынью находится настоящий подземный город, куда монахи-отшельники спускались в поисках уединения. Трехуровневые катакомбы представляют собой запутанную систему узких, плохо освещенных коридоров. Местная легенда гласит, что раньше на самом нижнем уровне подземной церкви было небольшое озеро, по которому послушники катались на лодке.

Именно религиозный мотив может облегчить постороннему доступ в Саров: в Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь, который начиная с 2006 года снова благополучно функционирует, периодически организовываются паломнические туры. Для тех же, кого больше интересуют достижения советских ядерщиков, на базе РФЯЦ-ВНИИЭФ работает Музей ядерного оружия. Его главный экспонат - так называемая царь-бомба, она же «кузькина мать», которую Хрущев обещал показать Америке. Большая часть экспонатов музея, естественно, копии.

9. Североморск, Мурманская область

Причина особого статуса: Является крупной военно-морской базой.

Североморск, в прошлом поселок Ваенга, стоит на берегу Кольского залива в Баренцевом море. Изначально эту территорию заселяли саамы и поморы, позже, уже в ХХ веке, сюда пришли финны и русские. Строительство базы ВМФ началось здесь в середине 30-х годов прошлого века, однако статус закрытого город получил уже после распада Советского Союза - в 1996 году.

Памятные места Североморска посвящены морякам и истории флота. Так, на Приморской площади стоит памятник героям-североморцам - гигантский матрос с автоматом и в бескозырке с развевающимися ленточками. Местные жители ласково называют его Алешей. На площади Мужества установлен памятник торпедному катеру ТК-12, который в годы Второй мировой войны потопил четыре вражеских корабля. Здесь же расположен музей Подводная лодка К-21, где представлены основные предметы быта подводников: начиная с гальюна и заканчивая консервированной питьевой водой.

Североморск находится за полярным кругом, поэтому зимой тут наступает полярная ночь, которая длится с начала декабря до середины января. Настоящие арктические морозы в Североморске бывают редко, однако из-за ледяного ветра и высокой влажности приезжему адаптироваться к местному климату тяжело.

10. Снежинск (Челябинск-70), Челябинская область

Причина особого статуса: На территории города находится Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина (РФЯЦ-ВНИИТФ).

Лучше всего в Снежинск приезжать летом, когда город просто утопает в зелени. В Снежинске находится несколько озер, и в жаркий день можно искупаться и позагорать на одном из городских пляжей. Те же, кто попадает в город зимой, развлекают себя катанием на горных лыжах - неподалеку от города на склонах Вишневых гор проложены трассы. Там же есть база проката и починки оборудования и санаторий«Сунгуль».

На первый взгляд кажется, что современный Снежинск - это уютный чистый городок, в котором есть даже собственный Бродвей (так снежинцы называют бульвар Циолковского). На самом же деле город полон таинственных артефактов, сохранившихся с советских времен: сооружения неизвестного назначения, вентиляционные трубы, которые торчат из земли в самом центре города, тоннели, ведущие в неизвестность. Несколько лет назад в местной газете появился фантастический рассказ о наличии в городе системы подземных коммуникаций. Помимо вполне правдоподобных деталей там фигурировали еще и гигантские барсуки. Общественность до сих пор спорит о том, насколько обоснованны слухи о снежинском метро. А местные диггеры время от времени организовывают экспедиции в поисках секретных подземных ходов.

Одной из ведущих отраслей военной промышленности являлось бронетанковое производство.

Известно, что в ходе войны все больше возрастала роль танков и самоходно-артиллерийских установок. Их значение особенно усилилось, (когда Советская Армия на важнейших стратегических направлениях перешла в наступление, осуществляя стремительные глубокие прорывы боевых порядков противника, окружая и уничтожая его крупные группировки. В этих условиях на бронетанковые силы, как на ударный и самый подвижный наземный род войск, возлагались первостепенной важности задачи, которые могли выполняться лишь при непрерывном и все возрастающем обеспечении войск танками и САУ.

В танковой промышленности, которую возглавлял видный организатор военной индустрии В. А. Малышев, рабочие и инженерно-технический персонал совместно с конструкторами бронетанковой техники Ж. Я. Котиным, С. Н. Махониным, А. А. Морозовым, Л. С. Трояновым, Н. Л. Духовым и другими неустанно трудились над совершенствованием тяжелых и средних танков.

В 1943 г. был модернизирован тяжелый танк KB, вследствие чего этот тип танка получил название КВ-1, КВ-2, а с четвертого квартала 1943 г. был налажен выпуск тяжелого танка ИС, затем ИС-1, ИС-2 и ИС-3. В результате усовершенствования этот тяжелый танк имел более мощную броневую защиту. На нем были установлены 122-мм танковая пушка образца 1943 г. и модернизированный мотор.

Модернизирован был и средний танк Т-34, в результате чего увеличилась его маневренность, упростилось управление, 76-мм пушка была заменена более мощной - 85-мм.

Центром танковой промышленности стал Урал. Гиганты советского танкостроения на Урале - Уралмаш-завод (директор Герой Социалистического Труда Б. Г. Музруков ), Кировский завод в Челябинске (директор И. М. Зальцман ) и завод № 183 (директор Герой Социалистического Труда Ю. Е. Максарев ) - в 1943 г. выпускали две трети всей продукции Наркомата танковой промышленности.

Урал - становой хребет оборонной промышленности-благодаря планомерному размещению производительных сил имел все необходимое для производства боевой техники и вооружения и занимал ключевое положение в военной экономике.

Уральские танкостроители справедливо гордились высоким качеством выпускаемой ими продукции. В одном из новогодних отчетов они писали: "Хвалят фронтовики наши танки. Действительно хорошие машины, и сделаны они целиком на Урале. Руду нам дала гора Высокая и гора Благодать. Металл для танков выплавили и прокатали доменщики, сталевары и прокатчики Свердловска, Тагила, Серова, Первоуральска, Алапаевки и Кушвы. Наши редкие металлы сделали броню неуязвимой. Красноуральск, Кировоград, Ревда, Каменск-Уральский снабдили танкостроителей медью и алюминием. От других заводов области танки получили моторы, пушки, приборы, аппараты, радиопередатчики, боезапас... Грузим мы танки на железнодорожные платформы, сделанные в Тагиле. Засыпаем в толки паровозов уголь, добытый егоршинскими и богословскими горняками,- и получай, фронт, новую грозную машину!" *

Грандиозные масштабы многоотраслевой уральской промышленности обеспечивали массовый выпуск высококачественных танков. Уральское танкостроение славилось на весь мир прежде всего своей высокой технической зрелостью, совершенной технологией производства и передовой организацией труда. Поточные линии сыграли огромную роль в увеличении выпуска танковой продукции. На поток была переведена основная масса деталей боевых машин. На Кировском заводе в Челябинске 70% всего оборудования по выпуску танка Т-34 было переключено на поток. 50 поточных линий было занято производством важнейших деталей для тяжелых танков KB и ИС. На заводе № 183 к концу 1943 г. было внедрено 64 поточные линии, на Уралмашзаводе - 20 линий. Введение поточных линий позволило значительно увеличить выпуск танков.

Коллективы танкостроительных заводов разработали и впервые в мировой практике применили высоко-прогрессивный метод отливки крупных стальных деталей. Песчаные формы отливки были заменены металлическими формами (кокиль), в результате чего затраты труда сократились почти вдвое. Кокильное литье применялось и при изготовлении ответственных деталей из цветных металлов.

Повышению производительности труда и улучшению качества выпускаемой продукции способствовала замена литья и ковки штамповкой деталей. На Уралмаш-заводе была освоена штамповка башен танка Т-34. До этого ни в Советском Союзе, ни за границей подобной штамповки из листа больших размеров толщиной 45 мм не производили.

Исключительно важным новшеством в производственном процессе на танкостроительных заводах явилась термическая обработка деталей токами высокой частоты. Этот новейший метод впервые был применен па Кировском заводе. Огромное преимущество его состояло в том, что высокочастотная электрозакалка повысила твердость и износоустойчивость деталей и вместе с тем резко уменьшила время, требующееся на их обработку. Цикл обработки одной из важнейших деталей, например, сократился с 30 часов до 37 секунд. Применение для поверхностной закалки токов высокой частоты только на Кировском заводе дало за год 25 млн. рублей экономии * .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 168. )

Большую роль в технологии танкового производства сыграла замена ручной сварки автоматической, проводившаяся под руководством академика Е. О. Патона. Научно-исследовательский институт электросварки Академии наук УССР, возглавляемый Е. О. Патоном, в те годы располагался непосредственно на территории завода № 183 и работал в тесном содружестве с коллективом танкостроителей. Новый метод автосварки значительно ускорил изготовление корпусов танков и дал большую экономию электроэнергии и труда.

Непрерывное совершенствование технологических процессов и улучшение организации производства позволили танкостроителям решить ряд сложных производственных задач, добиться систематического повышения производительности труда и снижения себестоимости боевых машин. На средства, полученные от снижения себестоимости только за два года войны, можно было изготовить более 14 тыс. танков Т-34 * .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 169. )

В 1943 г. советская танковая промышленность выпустила 24 тыс. броневых машин, из них 16,5 тыс. тяжелых и средних танков и 3,5 тыс.- легких * .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 171. )

Успехи танковой промышленности и все возрастающее количество советских танков на фронте вызвали тревогу в стане врага. Не случайно генерал-инспектор бронетанковых войск фашистской Германии Гудериан писал: "Новые полномочия на расширение программы производства танков, предоставленные министру Шпееру, свидетельствовали о все растущей тревоге в связи с понижающейся боевой мощью германских бронетанковых войск перед лицом постоянно увеличивавшейся, благодаря неизменному серийному производству превосходного русского танка Т-34, боевой мощи советских танковых сил" * .

* (Н. Guderian. Erinnerungen eines Soldaten, S. 256. )

Производство первоклассных советских танков в течение 1944-1945 гг. росло быстрыми темпами. Если уровень производства тяжелых танков четвертого квартала 1943 г. взять за 100%, то в первом квартале 1944 г. он составил 245%, во втором - 515%, в третьем - 711% и в четвертом - 735%. В 1945 г. он был еще выше.

Замечательных танков ИС-1 и ИС-2, вооруженных мощной 122-мм пушкой, в 1943 г. было выпущено только 102 шт., а в 1944 г. уже 2250 штук. Это была крупная победа танковой промышленности * .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 4. Воениздат, 1962, стр. 583. )

Средних танков Т-34 в это время производилось в 5-6 раз больше, чем тяжелых. Поквартальное производство среднего танка Т-34 в 1943-1945 гг. по сравнению с уровнем второго квартала 1941 г. выглядело так: в первом квартале 1943 г.- 483 %, втором - 495%, третьем - 521%, четвертом - 540%, в 1944г. соответственно 479%, 460%, 475%, 470%; в 1945 г.- 459%, 473%, 403%.

Производство легких танков (Т-60 и Т-70) в течение 1942 и 1943 гг. неуклонно снижалось. Последняя партия этих боевых машин (552 шт.) была выпущена в третьем квартале 1943 г., после чего их выпуск до конца войны не возобновлялся.

Некоторая тенденция к снижению выпуска средних танков в 1944-1945 гг. и прекращению производства легких танков в третьем квартале 1943 г. отразилась на динамике среднеквартального производства всех танков. Так, если среднеквартальный уровень выпуска танков в 1942 г. составил 452% по сравнению с уровнем производства второго квартала 1941 г., то в 1943 г. он равнялся 366%, в 1944 г.- 312%, а в 1945 г. (за период первых трех кварталов) - 318% * .

* (Подсчеты произведены по материалам Центрального архива Министерства транспортного машиностроения СССР, ф. ПЭО, оп. 74, д. 53. )

В 1942 г. годовое производство танков в СССР по сравнению с 1940 г. возросло почти в 9 раз, в 1943 г.- в 7 раз, в 1944 г.- более чем в 6 раз, а за 9 месяцев 1945 г.- почти в 5 раз. Снижение выпуска танков в 1943-1945 гг. по сравнению с 1942 г. объясняется тем, что с 1943 г. танковая промышленность значительную часть своих производственных мощностей переключила на производство самоходно-артиллерийских установок.

Высокий общий уровень танкового производства в СССР позволял во все возрастающих количествах обеспечивать фронт боевыми машинами. В январе 1943 г. в танковом парке действующих фронтов имелось около 8,5 тыс. машин - в 6,5 раза больше, чем в 1942 г. Кроме того, в Резерве Ставки насчитывалось более 400 танков, в округах и недействующих фронтах - 4,3 тыс. * .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 214. )

В результате успешного развития танковой промышленности Советская Армия к концу войны имела на вооружении в 15 раз больше танков, чем в начальный период. Изменился и удельный вес различных типов танков в их общем производстве. Об этих изменениях говорят цифры, приведенные в таблице 29.

* (Центральный архив Министерства транспортного машиностроения СССР, ф. ПЭО, оп. 74, д. 53; История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 , т. 2, стр. 511, т. 3, стр. 171, 214. )

Таким образом, из общего количества танков, выпущенных в годы войны, на долю тяжелых приходилось 10,8%, средних - 70,4%, легких - 18,8%.

В связи с переходом Советской Армии в решительное наступление появилась необходимость в мощной танковой поддержке стрелковых частей при прорыве обороны противника. С этой целью создавались отдельные тяжелые танковые полки прорыва РВГК. В течение 1943 г. было сформировано 18 таких полков.

Замечательные успехи танковой промышленности позволили Верховному Главнокомандованию решить новые задачи строительства Советских Вооруженных Сил, а именно - создать танковые и механизированные соединений. Только в течение 1943 г. было создано девять танковых и механизированных корпусов * . Создавались и танковые армии. К лету 1943 г. в составе Советских Вооруженных Сил уже имелось пять таких армий. По старой структуре в смешанные танковые армии входили и стрелковые соединения, новые танковые армии имели, как правило, по одному - два танковых и одному механизированному корпусу. "Созданием танковых армий новой организации - пишет Главный маршал бронетанковых войск П. А. Ротмистров,- практически был решен важный вопрос дальнейшего организационного массирования танков" ** .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 215. )

** (П. А. Ротмистров. Танковое сражение под Прохоровной. Воениздат, 1960, стр. 30. )

Новые танковые формирования стали мощными ударными подвижными объединениями Советских Вооруженных Сил. Они наращивали ударную силу наземных войск, делали возможным осуществление крупных наступательных боевых операций.

Успехи танковой промышленности оказали огромное воздействие на характер стратегического наступления. Если в боях под Москвой применялись лишь отдельные танковые бригады и батальоны, то в зимней кампании 1942/43 г. в наступлении принимали участие 3 танковые армии и 23 отдельных танковых и механизированных корпуса, а в летне-осенней кампании - 5 танковых армий и 25 отдельных танковых и механизированных корпусов. В результате этого стратегическое наступление протекало в более высоких темпах и велось на большую глубину, чем в первый период Великой Отечественной войны. В зимней (кампании 1941/42 г. наступление осуществлялось на 750-километровом фронте с продвижением в глубину до 400 километров, а в зимней и летне-осенней кампаниях второго периода войны оно развертывалось в полосе до 2000 километров и развивалось в глубину на 600-700 километров. При этом советское командование тщательно и всесторонне организовало стратегическое взаимодействие между фронтами и группами фронтов * .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 597. )

В этот период войны советская танковая промышленность производила танков больше, чем германская танковая промышленность. За два года (1942-1943) в Советском Союзе было выпущено 44,6 лыс. боевых машин, а в Германии всего лишь 18,2 тыс. * . Только Нижне-Тагильский танковый завод, созданный в начале войны на базе эвакуированного Харьковского машиностроительного завода, выпустил за годы войны 35 тыс. танков ** . Славный коллектив Нижнетагильского завода в первом квартале 1945 г. дал фронту столько же танков, сколько дала в четвертом квартале 1941 г. вся танковая промышленность Советского Союза. Челябинский танковый завод имени С. М. Кирова отправил на фронт за годы войны 18 тыс. тяжелых танков и САУ *** .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 592. )

Во время Великой Отечественной войны Советский Союз некоторое количество танков получал из США и Англии по ленд-лизу. Однако полученные из-за границы танки составляли незначительную часть общего числа танков, находившихся на вооружении в Советской Армии. К тому же иностранные танки были преимущественно легкие.

Из общего количества танков, полученных от союзников в 1943 г., легкие танки составляли 70%, а средние - только 25% * . По своим боевым характеристикам эти танки далеко уступали нашим средним и тяжелым танкам, а поэтому использовались в боях лишь в крайних случаях и не играли сколько-нибудь заметной роли в боевых операциях Советской Армии. Этого не отрицают даже многие буржуазные военные исследователи. Так, английский военный историк Лиддел Гарт отмечает, что "применявшиеся русскими танки были почти целиком собственного производства" ** .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945, т. 3, стр. 214. )

** (В. Н. Lid del Hart . The Other Side of the Hill. London, 1948 p. 231. )

В современных войнах, когда боевая техника стала необычайно сложной, даже небольшое преимущество в тактико-технических данных одних машин перед другими имеет огромное значение.

Советская Армия в годы войны получала на вооружение более совершенные танки, чем германская. Это видно из сравнения важнейших боевых характеристик советских германских танков.

* (Центральный архив Министерства транспортного машиностроения СССР, ф. ПЭО, он. 74, дд. 53, 54; История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 169-170; т. 4, стр. 583. )

Из таблицы видно, что средний советский танк Т-34 значительно превосходил немецкий танк соответствующего типа (T-IV) по броневой защите, мощности пушки и скорости передвижения. Советский тяжелый танк ИС-3 также выгодно отличался от однотипного немецкого танка T-VI ("Тигр"). ИС-3 был легче немецкого танка почти на 10 т, при этом он имел более толстую броню и более мощное вооружение. К этому надо добавить, что советские танки имели лучшую проходимость (меньшее удельное давление) и лучшую приспособленность к полевому ремонту.

Превосходство советских танков над немецкими (признавали даже буржуазные военные авторитеты. "Русские,- писал генерал Э. Шнейдер,- создав, исключительно удачный и совершенный новый тип танка, совершили большой скачок вперед в области танкостроения... Появление новых машин на фронте произвело большой эффект. Попытка создать танк по образцу русского танка немецкими конструкторами оказалась неосуществимой".

Советская бронетанковая промышленность выпускала, как указывалось выше, не только танки, но и самоходно-артиллерийские установки, которые по вооружению, броневой защите и подвижности были близки к танкам, однако отличались от последних -своим назначением в боевых операциях. САУ применялись преимущественно для сопровождения пехоты.

Производством САУ занимались главным "образом завод имени С. М. Кирова, завод № 183 и Уралмашзавод. В январе 1943 г. Уралмашзавод дал фронту первую партию этих замечательных боевых машин. На серийное производство был переведен выпуск легких еамоходно-артиллерийеких установок.

В соответствии с заданием Государственного Комитета Обороны на Кировском заводе в течение одного месяца была создана тяжелая машина - СУ-152. В феврале 1943 г. она (была также поставлена на серийное производство.

С огромным энтузиазмом работала группа конструкторов Уралмашзавод а и Кировского завода, возглавляемая С. Н. Махониным, Л. С. Трояновым и Л. И. Горлицким , над проектированием новой самоходно-артиллерийской установки - СУ-85. Во второй половине 1943 г. было завершено конструирование этой машины и налажено ее крупносерийное производство. Одной из особенностей этой боевой машины по сравнению с другими типами еамоходно-артиллерийских установок являлось то, что она была проста в производстве и на ее изготовление затрачивалось меньше общественно необходимого рабочего времени.

В конце 1943 г. на уральских танкостроительных заводах советские конструкторы в тесном содружестве с учеными и коллективами рабочих создали новые мощные самоходно-артиллерийские установки - ИСУ-122, ИСУ-152.

1943 г. был поистине выдающимся годом в области производства новых типов самоходно-артиллерийских установок. Если в 1942 г. было начато производство только двух типов установок - СУ-122 и СУ-76, то в 1943 г. фронт получил четыре типа установок - СУ-152, СУ-85, ИСУ-122, ИСУ-152. В 1944 г. была создана еще одна самоходно-артиллерийская установка - СУ-100 на базе танка Т-34.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны на вооружении Советской Армии находилось всего семь типов самоходно-артиллерийских установок, которые подразделялись на легкие, средние и тяжелые. В общем производстве САУ за все годы войны легкие самоходно-артиллерийские установки (СУ-76) составляли в среднем 56,8%, средние (СУ-85, СУ-100 и СУ-122) - 22,3%, тяжелые (ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152) - 20,9%.

Такое соотношение в производстве различных типов САУ в основном удовлетворяло запросы фронта и отвечал требованиям советского военного искусства.

Производству новейших типов САУ придавалось большое значение. Если во втором полугодии 1944 г. СУ-100 было выпущено всего 500 шт., то в первых кварталах 1945 г. их производилось значительно больше. ИСУ-122 и ИСУ-152 в 1943 г. было выпущено только 35, а в 1944 г.- 2510 * . Высокими темпами шло развитие производства СУ-76. Если уровень производства второго квартала 1943 г. взять за 100%, то в третьем квартале этого года он уже составил 192%, в четвертом - 408%; в первом квартале 1944 г.- 681%, во втором - 741%, в третьем - 696%, в четвертом - 687%. Этот высокий уровень сохранялся и в 1945 г.

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 4, стр. 583. )

Самоходно-артиллерийских установок в СССР было выпущено в 1943 г. 4 тыс., в 1944 г.- 12 тыс. * , в 1945 г. (за девять месяцев) - 9,3 тыс. Ведущую роль в производстве самоходно-артиллерийских установок занимал Уралмашзавод. В 1943 г. он выпустил 1,4 тыс. САУ, что составляло 35% их общего производства в стране.

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 171; т. 4, стр. 583. )

Советские самоходные артиллерийские установки сыграли огромную роль в достижении победы над немецко-фашистскими захватчиками.

По решению Государственного Комитета Обороны в 1943 г. началось формирование первых 30 самоходно-артиллерийских полков РВГК. Уже в конце января 1943 г. два первых таких полка были направлены на Волховский фронт для использования их в качестве средства сопровождения пехоты и танков. Несколько позднее еще два таких полка были направлены на Западный фронт. Первый боевой опыт показал, что самоходно-артиллерийские полки значительно повысили огневую мощь наступающих войск. Начальник штаба артиллерии Советской Армии (генерал-майор Ф. А. Самсонов в апреле 1943 г. докладывал Государственному Комитету Обороны: "Опыт показал, что самоходные орудия нужны, так как пи один другой вид артиллерии не дал такого эффекта в непрерывном сопровождении атак пехоты и танков и во взаимодействии с ними в ближнем бою".

В дальнейшем укомплектование Советской Армии самоходно-артиллерийскими установками шло быстрыми темпами. Фронт получил тысячи первоклассных боевых машин.

В связи с тем что дивизиям, корпусам и армиям придавались полки самоходно-артиллерийских установок из Резерва Верховного Главнокомандования при наступлении, а также вследствие увеличения боевой техники вообще и наращивания накопленного опыта советскими командирами, прорыв глубоко эшелонированной обороны противника осуществлялся в более высоких темпах, чем ранее. Например, если средний теми прорыва обороны под Москвой составлял 100-120 м в час, то при прорыве главной полосы обороны врага в битве под Курском советские войска продвигались со скоростью 1 км в час, т. е. в 9-10 раз быстрее * .

* (Развитие тактики Советской Армии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Воениздат, 1958, стр. 233, 239. )

По своим боевым характеристикам советские самоходные артиллерийские установки были "более совершенные, чем немецкие. Об этом наглядно свидетельствует таблица 31.

Почти все советские САУ соответствующих типов были легче, имели более мощное вооружение и больший запас хода по сравнению с немецкими. Лишь две немецкие самоходные установки ("Фердинанд" и "Тигр-В") превосходили наши САУ в толщине брони. Но это преимущество имело и свою отрицательную сторону: оно делало машины необычайно тяжелыми, маломаневренными, а следовательно, и легкоуязвимыми.

Из сказанного видно, что советская бронетанковая промышленность в ходе Великой Отечественной войны непрерывно наращивала темпы выпуска боевой техники. В 1944 г. она дала 29 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок против 24 тыс. в 1943 г. Всего с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. в СССР было выпущено 102,5 тыс. танков и САУ * .

* (Центральный архив Министерства транспортного машиностроения СССР, ф. ПЭО, оп. 74, дд. 53, 54; История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 4, стр. 583. )

Германия выпустила в 1941 г. 5138 танков и броневиков, в 1942 г.- 9287, в 1943 г.- 19 824 и в 1944 г.- 27 340, а всего за 4 года - 61589 танков и легких броневиков. Из сопоставления цифр видно, что Советский Союз производил бронированных боевых машин значительно больше, чем Германия. В этом состояла одна из крупнейших побед советской военной индустрии.


© 2024
tm-zhukov.ru - Бизнес портал - Zhukov